Проведение анализа направлений деятельности предприятия машиностроительной отрасли, страница 4

Барьеры для вхождения в рынок вновь создающегося предприятия

1.  Высокая материалоемкость производства.

2.  Обязательное наличие высококвалифицированных рабочих специалистов.

3.  Невозможность приобретения отечественного оборудования.

4.  Обязательное наличие специализированного инструмента под каждую единицу продукции.

5.  Невысокая прибыльность единицы продукции.

6.  Отсутствие сети подготовки специалистов по холодной высадке.

Для успешно функционирующего предприятия машиностроения техническо-организационных проблем нет. И поэтому очень опасна тенденция вертикальной интеграции вверх на предприятиях – производителях сырья.

Возможные стратегии развития производства.

Если рассмотреть собственно деятельность «Метиза» как отдельного производства, то можно отметить, что подавляющее большинство метизной продукции стандартизировано по типоразмерам и качеству. Это, несомненно, положительный эффект. Но с другой стороны, это лишает широты маневра в сторону стратегии «лидерства по издержкам». Экономия за счет качества сырья, за счет потребительских качеств невозможна. Этот путь снижения себестоимости полностью перекрыт стандартами, как, впрочем, и для добросовестных конкурентов и поставщиков.

Экономия за счет эффекта опыта в такой устоявшейся отрасли, как производство метизов, попросту невозможно, так как технология отработана начиная с 1900 года. Но все же некоторые специфические, российские, стороны эффекта опыта есть. Это опыт использования основных средств и оборудования, которые по всем технологическим параметрам использовать уже нельзя.

Дифференциация на технологических инновациях невозможна. Разработка и внедрение каких-либо изменений в техпроцесс дороже, чем возможная выгода.

Фокусирование усилий на каком-либо сегменте рынка наиболее возможный путь развития, но для мелких предприятий.

Таким образом, в данной отрасли для такого предприятия, как ЗАО «ВОСХОД ЛТД», единственно возможным путем снижения себестоимости, приобретения конкурентных преимуществ является экономия за счет масштабов производства. Специфика производства такова, что вся метизная продукция изготавливается на автоматах и полуавтоматах с очень высокой производительностью, но довольно сложным процессом переналадки. Естественно, чем больше нужно изготовить изделий одного типоразмера, тем дешевле это обойдется. Для ЗАО «ВОСХОД ЛТД» имеются возможности выбора стратегии эффекта масштаба. Это неполная загруженность оборудования, наличие заказов. Но реализация этой стратегии сдерживается в некотором смысле старостью оборудования, большим количеством поломок и простоев. Недостаточным количеством оборотных средств для закупки сырья и неправильной политикой налогообложения государства.

Подведение итогов по направлению деятельности «Метиз»

В этом поле бизнеса на ЗАО «ВОСХОД ЛТД» воздействует наиболее значительная сила со стороны поставщиков. Существует самая реальная опасность проведения поставщиками стратегии интеграции вверх и ценовой экспансии на метизном рынке и на рынке сырья. Меньшее воздействие оказывают покупатели, так как обычно покупка метизов не является значительной статьей расходов. Но, тем не менее, угроза с их стороны заключается в невысокой стоимости переключения на других производителей. Барьеры для выхода на рынок новых фирм достаточно высоки. Не наблюдается угрозы со стороны товаров заменителей. Метиз является товаром широкого потребления. Имеется приверженность торговой марке. Прослеживается тенденция к росту и сегментации рынка, и, в связи с этим, некоторое оживление конкурентной борьбы.

Предпочтительные стратегии

Наиболее реальной и практикуемой ранее является стратегия лидерства по издержкам, базирующаяся на эффекте масштаба. Для получения конкурентных выгод от этой стратегии, по моему мнению, необходимо:

1.  Провести в жизнь интеграцию с малым предприятием «МЕДЕО».