Проведение анализа направлений деятельности предприятия машиностроительной отрасли, страница 3

Подытожив вышесказанное, можно отметить, что сила потребителей метизной продукции заключается в незначительных затратах на переключение с одной фирмы на другую, в особенности, если это переключение подкрепляется проведением каких либо взаимозачетов и так далее. Так например, владимирское объединение «Точмаш» ушло от ЗАО «ВОСХОД ЛТД» по причине проведения взаимозачетов с предприятием «Красная Этна».

Угроза со стороны товаров заменителей отсутствует.

Поставщики.

До распада Советского Союза количество поставщиков и потенциальных поставщиков сырья было достаточно велико. Все предприятия, производившие калиброванную автоматную проволоку являлись сильными игроками рынка. Основная стратегия этих предприятий – использование эффекта масштаба. Эта отрасль промышленности не является ни новой, ни растущей. Фирмы давно приняли определенные правила. Стандарты установлены единые и очень давно.

Но, по всей видимости, начиная с 1998 года, на предприятиях городов Орла и Череповца решили изменить ситуацию в свою пользу, проводя стратегию вертикальной интеграции вверх. Предприятия, ранее изготавливавшие только сырье (автоматная проволока, калиброванный пруток, сортовой прокат), сейчас организовали метизное производство сами, и, видимо, уже получили первые результаты. На этих предприятиях предлагают уже не сырье, а готовую метизную продукцию, но пока без ценовой экспансии. В то же время, цены на сырье увеличены практически до цены на изделие, а в некоторых случаях имеет место и отказ от поставок. Это очень опасная тенденция, так как эти интегрированные предприятия в состоянии увеличить транспортные расходы за счет более низкой себестоимости и могут охватить регионы, поделенные ранее. Это, в свою очередь, вызовет обострение конкурентной борьбы и передел рынка.

Поставщики инструмента

В России существуют специализированные предприятия по выпуску инструментов, например, завод «Фрезер» города Москвы. Но специализированные предприятия были ориентированы на выпуск высокоточного инструмента. Цены на продукцию этих предприятий настолько высоки, что любое крупное предприятие имеет собственные инструментальные участки и даже производства. Например, предприятие «Красная Этна» самостоятельно удовлетворяет свои потребности в инструменте, выступая, кроме всего прочего, в роли поставщика дешевого инструмента. Инструмент у специализированных предприятий закупается крайне редко. Только тогда, когда это обусловлено технологией. Похоже, что инструментальщики сами себя загоняют в угол.

Поставщики оборудования

После ликвидации СССР в России остался только один специализированный завод по производству холодновысадочного оборудования, расположенный в городе Азове. Отсутствие оборотных средств на предприятиях и невозможность приобретения нового оборудования в 1993 году полностью остановило этот единственный в России завод. К тому же, введенная при социализме система ППР оборудования поддерживает производственные мощности в работоспособном состоянии. К тому же запас прочности советского оборудования неизмеримо выше импортного. Все это привело к тому, что сейчас в Азове производится оборудование только по специальным заказам  с очень высокой стоимостью. Конечно, производительность современного импортного оборудования примерно на 20% выше, но на данном этапе стоит вопрос о загрузке хотя бы существующих производственных мощностей. Замену оборудования при отсутствии оборотных средств можно было осуществить путем лизинга, но предложение по холодновысадочному оборудованию пока отсутствует.

Политика интеграции на рынке

Воздействия поставщиков, выраженные в увеличении цен на технологичную калиброванную проволоку, вынудило руководство ЗАО «ВОСХОД ЛТД» предпринять некоторые возможные шаги в сторону интеграции вниз. Было приобретено оборудование для калибровки горячекатаной проволоки, исходного сырья для получения технологичной калибровки. Таким образом, удалось, закупая дешевую некалиброванную проволоку, преодолеть негативные последствия роста цен на сырье. Полная вертикальная интеграция вниз невозможна из-за необходимости значительных капиталовложений. Вертикальную интеграцию вверх ЗАО «ВОСХОД ЛТД» осуществило только путем открытия трех собственных секций в крупных магазинах города и заключением договоров с АО «Посылторг». Но продукция метиза в розничной торговле не приносит сколько-нибудь ощутимых прибылей.