Перечисленные функции управления носят название общих.
Кроме них в системе управления выделяются конкретные функции, которые учитывают влияние на них объекта управления, что находит свое отражение в объекте и предмете планирования.
Сам процесс планирования проходит 4 этапа:
· разработку общих целей;
· определение конкретных, детализированных целей на заданный период;
· определение путей и средств их достижения;
· контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими и корректировку целей.
Планирование всегда опирается на данные прошлых периодов деятельности предприятия.
Хотя элементы планирования присущи любому процессу труда, планирование выделилось в самостоятельную функцию общественного труда лишь на определенной ступени развития производства. Однако выделение особой функции планирования как вида деятельности не совпадает по времени с возникновением науки планирования, которая оформилась в самостоятельную отрасль знаний в начале ΧΧ столетия.
В настоящее время в связи с переходом к рыночным методам хозяйствования в науке и практической работе идет переосмысление места и роли планирования в управлении экономикой.
Планирование как функция может занимать в управлении различное положение.
В зависимости от этого принято различать 2 типа управления:
· базирующееся на принципах централизованного планирования;
· основанное на рыночных механизмах регулирования.
Сущность концепции, базирующейся на принципах централизованного планирования, сводится к жесткому целенаправленному воздействию на человека, коллектив, общество. Планирование из одной, пусть даже важнейшей, функции превращается в цель и содержание процесса управления. Кроме того, в условиях иерархической и жестко централизованной системы управления такая трактовка придавала функции планирования и контроля гипертрофированную роль, дающую основание для усиления административного и укрепления исполнительского, а не творческого характера управленческого труда. В силу этого другие функции, например активизация и стимулирование, превратились в формальность, имеющую идеологическое значение.
В роли планирования как ключевого звена в системе функций отражались особенности социалистической системы управления, подчеркивались ее отличия от капиталистического менеджмента. В то же время в системе централизованно устанавливаемых на основе единого плана целей, жестко распределяемых ресурсов и единой политики развития всего хозяйства не было необходимости развивать функции, связанные с изучением рынка и спроса. Это привело к ориентации производства не на потребителя, а исключительно на план, порой оторванный от действительности. Данное обстоятельство породило кризис концепции социалистического планирования и хозяйственных систем, построенных на его принципах.
Рыночная концепция управления основана на том, что управление является деятельностью хозяйствующего субъекта, в процессе которой происходит упорядочение его структурных элементов на основе рыночных механизмов регулирования хозяйственных процессов. Основой данной концепции является стратегическое планирование, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, обеспечивает своевременную реакцию хозяйствующего субъекта на любые изменения, происходящие во внешней среде, позволяет организации выживать и достигать своих целей в долгосрочной перспективе.
Таким образом, необходимость реформирования планирования вообще, и внутрифирменного планирования в частности, обусловлена несоответствием структуры сложившейся системы планирования рыночному механизму хозяйствования, что является важнейшей народнохозяйственной, научной и практической задачей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.