Следующий вид опроса - это экспертный опрос, в котором опрашиваемыми являются эксперты-специалисты в той или иной деятельности. Вместе с тем целесообразно отметить, что немногие технические и методические приёмы, масштабно применяемые в многочисленных опросах, утрачивают свою значительную роль при опросе такой особенной аудитории, как эксперты. Как принято, массовые опросы проводятся анонимно. В экспертных опросах это утрачивает смысл, поскольку необходимо, чтобы эксперты были всецело проинформированы о задачах, решаемых в процессе исследования с их участием. Следовательно, нет необходимости использовать в экспертной анкете косвенные или контрольные вопросы, тесты или какие-либо другие приёмы, которые преследуют цель выявить "скрытые" суждения опрашиваемого. Вместе с тем, применение подобных приёмов может принести большой вред работе экспертной оценки. Эксперт – самый что ни на есть действующий участник научного исследования. И если попытаться утаить от него цель исследования это может обернуться лишением его доверия к организаторам процесса. Главным инструментом экспертного опроса является анкета или бланк-интервью, которые разработаны по особой программе.
Почтовый опрос – это один из вариантов анкетирования и является одним из действенных способов сбора первичной информации, заключающийся в рассылке анкет и получении на них ответов по почте.
Элементарность организации - главное превосходство почтового опроса. При использовании данного метода нет необходимости подбирать, подготавливать, контролировать деятельность значительного числа анкетеров. К тому же, респондент сам может выбрать удобное для него время, чтобы заполнить анкету - это еще одна положительная особенность почтового опроса. Но наряду с этим почтовый опрос обладает и некоторыми недостатками. Чаще всего это то, что не все опрашиваемые работают над анкетой и высылают их исследователям, следовательно, есть возможность, что точка зрения ответивших не совпадают с точкой зрения тех, кто отказался от участия в почтовом опросе.
Подвидом почтового опроса является прессовый опрос. В данной ситуации анкета выпускается в газете или журнале. Выделяют две разновидности такого опроса. Первый – при обращении редакции к анкетированию для того, чтобы получить информацию о своих читателях и их оценку о работе данного печатного издания. Второй - когда через печатную компанию исследуется точка зрения по какой-нибудь современной проблеме.
2. Наблюдение – это метод сбора первичной информации в определенных условиях, путем непосредственной регистрации всех фактов событий, явлений и процессов, которые касаются изучаемого объекта.
Выделяют ряд особенностей этого метода:
1. Связь наблюдателя с объектом наблюдения.
2. Наблюдатель не лишён человеческой черты - эмоциональности восприятия.
3. Сложность повторного наблюдения.
Разновидности наблюдения в зависимости от типизации техники:
Стандартизированое наблюдение: предусматривает заранее тщательно подготовленного указателя явлений, признаков, которые ожидается наблюдать; обозначение положений и условий наблюдения; руководство для тех, кому предстоит наблюдать за процессом; одинаковые кодификаторы для фиксирования наблюдаемых событий и явлений.
Нестандартизированное (неструктурированное) наблюдение: исследователь выясняет только общие стороны наблюдения, соответственно которым итоги записываются в произвольной форме во время проведения исследования или через некоторое время по памяти.
Средствами для фиксации итогов наблюдения могут быть бланки и дневники наблюдения, фото-, кино-, видео- и радиоаппаратура.
В зависимости от того какую функцию выполняет наблюдатель, выделяют следующие виды наблюдения:
1. Полное участие наблюдателя в процессе: предусматривает присоединение наблюдателя в исследуемую группу в виде равноправного её участника. Функция наблюдателя скрыта от других участников группы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.