2) Информационная часть содержит общесодержательные вопросы.
Данная часть анкеты состоит, чаще всего, из содержательных блоков, которые посвящены какой-то одной теме. Вопросы-фильтры и контрольные вопросы ставят в начале каждого блока.
3) Классификационная часть включает социально-демографические и профессионально-квалификационные сведения об участниках (например, пол, возраст, профессия и т.д).
4) Заключительная часть содержит выражение благодарности респонденту за содействие в исследовании.
Следующий вид опроса – интервьюирование (от англ. inter-view – беседа, встреча, обмен мнениями). Интервью – метод получения социологической информации, который заключается в том, что специально инструктированный анкетёр, чаще всего, в непосредственном взаимодействии с опрашиваемым устно задает вопросы, которые предусмотрены планом исследования.
Наблюдаются следующие виды интервью:
стандартизированное (формализованное), где применяется опросный лист с точно определенным расположением и формулировками вопросов, чтобы извлечь как можно больше сопоставленных данных, которые собраны не одним интервьюером;
интервью ненаправленное (свободное), не регулируемое какой-либо темой и характером беседы;
интервью личное и групповое; полуформализованное; опосредованное и др.
При интервьюировании общение между исследователем и опрашиваемым происходит с помощью интервьюера. Тот в свою очередь задает вопросы, которые подготовлены исследователем, а также организует и руководит процессом беседы с каждым человеком индивидуально. Ответы, полученные в ходе беседы, интервьюер отмечает в соответствии с инструкцией. Для данного метода опроса необходимо немалое расходование времени и средств, что не характерно для анкетирования. Из положительных черт следует отметить повышение надежности тех собранных данных за счет снижения числа тех, кто не ответил и погрешностей при заполнении вопросников.
Свойства интервью неодинаково демонстрируются в следующих его организационных формах.
Интервью в служебном помещении, иначе говоря, по месту работы, учебы. Оно особо уместно, при изучении производственных или учебных групп, а предмет исследования связан с производственными или учебными делами.
Интервью по месту жительства. Выбирают это интервью тогда, когда тема интервьюирование затрагивает такие проблемы, о которых комфортнее разговаривать в неформальной обстановке, не касающейся рабочих или учебных отношений.
В прикладной социологии интервью дифференцируется на три вида: формализованное, фокусированное и свободное.
Формализованное интервью - общеизвестный вид опроса. В данном опросе взаимодействие интервьюера и опрашиваемого жестко отрегулированы разработанными до мельчайших подробностей списком вопросов и инструкцией, которые предназначены для интервьюера. При употреблении данного вида опроса интервьюер должен строго выдерживать последовательность вопросов и соблюдать их точную формулировку.
Фокусированное интервью - последующая ступень, которая ведёт к снижению установленных правил поведения интервьюера и опрашиваемого. Главной целью является сбор суждений, оценок по поводу определенной ситуации, явления, его исхода или мотивов. Опрашиваемым в таком виде интервью предварительно рассказывают о предмете беседы. Заранее подготавливают и вопросы для этого интервью, притом их список для интервьюера необходим: у него будет возможность менять их последовательность и формулировки, но, не смотря на это, должен будет получить информацию по каждому вопросу .
Свободное интервью характеризуется простейшей типизацией поведения интервьюера. Данный вид опроса используется тогда, когда исследователь начинает определять проблемы исследования. Свободное интервью выполняется без предварительно приготовленного вопросника или заранее подготовленного плана собеседования; определяется только тема интервью.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.