Большое количество социологических задач связано с исследованием процессов, которые происходят в малых группах (бригадах, семьях, отделах фирм и т.п.). При изучении малых групп применяют всевозможные исследования малых групп с помощью описания системы межличностных отношений между их членами. Сам процесс такого исследования (опрос по поводу наличия, интенсивности и желательности различного рода контактов и совместной деятельности) дает возможность записывать, как объективные отношения воспроизводятся и оцениваются людьми, запоминающими различное положение индивидов в данной группе. С помощью приобретенных данных строятся социограммы, отражающие “субъективное измерение” отношений в группе. Данный метод представил американский социальный психолог Дж. Морено и называется он социометрия.
4. Эксперимент – метод изучения социальных явлений и процессов, который осуществляется с помощью наблюдения за преобразованиями социального объекта в результате влияния на его развитие некоторых факторов.
Эксперимент может быть натурный (или полевой), он предполагает то, что экспериментатор будет вмешиваться в непосредственный процесс эксперимента, и мысленный – предполагает выполнение каких-либо действий с информацией о реальных объектах, при этом экспериментатор не вмешивается в непосредственный ход событий. Эксперимент необходимо проводить в сравнительно одинаковых условиях, сначала в малых (до нескольких десятков) группах участвующих в эксперименте.
При данном методе исследования у экспериментатора есть возможность для выбора экспериментальных групп, но вместе с тем, ему необходимо соблюдать определённые правила выбора. Правилами, прежде всего, служат так называемые критерии - характеристики самого объекта, при изменении которых необходимо руководствоваться условиями эксперимента.
Смысл эксперимента как метода заключается в том, чтобы поместить определенную экспериментальную группу (или групп) экспериментальную ситуацию (под воздействие некоторых факторов) отслеживать изменения тех контрольных характеристик, которые интересуют исследующего.
Результат эксперимента в большой степени зависит от тех условий, в которых он будет проходить. Необходимо выделить следующие важные аспекты:
• контрольные характеристики выбираются исследователем те, которые наиболее подходят к изучаемой проблеме, которые имеют существенное значение для эксперимента;
• изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик экспериментальной группы, которые вводятся или изменяются самим исследователем;
• должны быть созданы такие условия, предусматривающие возникновение таких процессов и явлений, которые могут изменить ход эксперимента, но не должны на него воздействовать.
Виды эксперимента и методы отбора экспериментального отбора групп. Эксперименты отличаются как по характеру экспериментальной ситуации, так и по логической структуре доказательства гипотез.
По характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на "полевые" и лабораторные. В первом случае объект исследования находится в естественных условиях своей деятельности. Во втором случае, для лабораторного эксперимента создается экспериментальная ситуация, а зачастую и сами экспериментальные группы формируются искусственно. Следовательно, участники группы, чаще всего, информированы об эксперименте.
По логической структуре доказательства гипотез выделяют линейный и параллельный эксперименты:
В линейном эксперименте главным отличием является то, что наблюдению, каким-либо изменениям и анализу подлежит одна группа, которая первоначально является контрольной, а потом и экспериментальной, после изменений тех или иных характеристик. То есть до того как начнется эксперимент, все контрольные, факторные и нейтральные характеристики изучаемого объекта строго фиксируются.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.