Социологические методы исследования общества, страница 11

Большое количество социологических задач связано с исследованием процессов, которые происходят в малых группах (бригадах, семьях, отделах фирм и т.п.). При изучении малых групп применяют всевозможные исследования малых групп с помощью описания системы межличностных отношений между их членами. Сам процесс такого исследования (опрос по поводу наличия, интенсивности и желательности различного рода контактов и совместной деятельности) дает возможность записывать, как объективные отношения воспроизводятся и оцениваются людьми, запоминающими различное положение индивидов в данной группе. С помощью приобретенных данных строятся социограммы, отражающие “субъективное измерение” отношений в группе. Данный метод представил американский социальный психолог Дж. Морено и называется  он социометрия.

4. Эксперимент – метод изучения социальных явлений и процессов, который осуществляется с помощью наблюдения за преобразованиями социального объекта в результате влияния на его развитие некоторых факторов.

Эксперимент может быть натурный (или полевой), он предполагает то, что экспериментатор будет вмешиваться в непосредственный процесс эксперимента, и мысленный – предполагает выполнение каких-либо действий с информацией о реальных объектах, при этом экспериментатор не вмешивается в непосредственный ход событий. Эксперимент необходимо проводить в сравнительно одинаковых условиях, сначала в малых (до нескольких десятков) группах участвующих в эксперименте.

При данном методе исследования у экспериментатора есть возможность для выбора экспериментальных групп, но вместе с тем, ему необходимо соблюдать определённые правила выбора. Правилами, прежде всего, служат так называемые критерии -  характеристики самого объекта, при изменении которых необходимо руководствоваться условиями эксперимента.

Смысл эксперимента как метода заключается в том, чтобы поместить определенную экспериментальную группу (или групп) экспериментальную ситуацию (под воздействие некоторых факторов) отслеживать изменения тех контрольных характеристик, которые интересуют исследующего.

Результат эксперимента в большой степени зависит от тех условий, в которых он будет проходить. Необходимо выделить следующие важные аспекты:

•         контрольные характеристики выбираются исследователем те, которые наиболее подходят к изучаемой проблеме, которые имеют существенное значение для эксперимента;

•         изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик экспериментальной группы, которые вводятся или изменяются самим исследователем;

•  должны быть созданы такие условия, предусматривающие возникновение таких процессов и явлений, которые могут изменить ход эксперимента, но не должны на него воздействовать.

Виды эксперимента и методы отбора экспериментального отбора групп. Эксперименты отличаются как по характеру экспериментальной ситуации, так и по логической структуре доказательства гипотез.

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на "полевые" и лабораторные. В первом случае объект исследования находится в естественных условиях своей деятельности. Во втором случае, для лабораторного эксперимента создается экспериментальная ситуация, а зачастую и сами экспериментальные группы формируются искусственно. Следовательно, участники группы, чаще всего, информированы об эксперименте.

По логической структуре доказательства гипотез выделяют линейный и параллельный эксперименты:

В линейном эксперименте главным отличием является то, что наблюдению, каким-либо изменениям и анализу подлежит одна группа, которая первоначально является контрольной, а потом и экспериментальной, после изменений тех или иных характеристик. То есть до того как начнется  эксперимент, все контрольные, факторные и нейтральные характеристики изучаемого объекта строго фиксируются.