Целевое назначение документов – еще одно основание для их классификации. Выделяют: документы, которые созданы независимо от исследователя, и документы "целевые", то есть разработанные строго в соответствии с программой, задачами социологического исследования. Первая группа документов: к ним относятся те документы, существование которых никоем образом не зависит от техники выполнения социологического исследования, связанные с темой исследования официальные документы, статистические сведения, материалы прессы, личная переписка и т.д. Вторая группа документов: к этой группе относятся ответы на открытые вопросы анкеты и тексты интервью, записи наблюдений, которые отражают точку зрения и поведение опрашиваемых; информация официальных и других учреждений, предоставленная по заказу исследователей; статистическую информацию, которая собрана и обобщена в направлении на специальное социологическое исследование.
Информацию, которая содержится в документах, дифференцируют на первичную и вторичную. Первичная информация включает в себя описание определенных ситуаций, комментируется деятельность отдельных субъектов общества. Во втором случае речь идёт о скрытых социальных связях, информация имеет обобщённые черты;
Критерии отбора документов для изучения. Независимые стадии анализа документов - это подбор источников информации и формирование частичной совокупности соответствующих для анализа материалов. Основополагающим звеном для этого является программа исследований.
В качестве метода проверки безопасности, подлинности материала и в то же время изучение их содержания служит "внешнее" и "внутреннее" исследование документов. Внешний анализ - это исследование причин образования документа, его исторические и социальные связи. Внутренний анализ - это и есть фактически проработка содержания документа, все то, что подтверждают слова источника, и тех объективных процессов и явлений, сообщающихся в документе.
Виды анализа документов. Среди разнообразия исследовательских приёмов, которые используются для проработки документов, выделяют два основных вида: качественный анализ (еще его называют традиционным) и формализованный, или по-другому контр-анализ. Два эти пути к исследованию документальной информации значительно отличаются, но в то же время в довольно высокой степени взаимодополняют друг друга, поскольку два данных метода вместе придадут всесторонний взгляд на проблему.
Качественный анализ чаще всего является условием предстоящего формализованного изучения документов. Как независимый метод особенное значение он получает при изучении уникальных документов: их численность всегда минимальна, благодаря чему нет необходимости в количественной обработке информации. Следовательно, содержание традиционного подхода состоит в более основательном логическом исследовании содержания документов.
Желание в наибольшей степени избавиться от субъективизма, необходимость в социологическом познании и синтезировании большого объёма информации, направленность на применение современной вычислительной техники при обработке содержания текстов обусловили возникновение метода формализованного, качественно-количественного изучения документов (контент-анализ). Контент-анализ - это метод изучения сообщений, которые создаются в разных сферах социальной коммуникации и закрепленных в виде письменного текста на бумаге или записи на каких-либо иных физических носителях.
Анализ создан на одинаковых стандартизированных принципах поиска, учёта и подсчёта количественных нормативов, исследуемых характеристик текста.
Суть данного анализа дает возможность найти и применять для подсчёта признаки документа, которые могли бы отражать определённые немаловажные аспекты его содержания.
Контент-анализ необходимо применять при наличии немалых текстовых массивов с ясной структурой, которая определяется коммуникативными планами создателей текста.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.