· аналитические – является самым сложным и глубоким среди исследований. Имеет описательный характер, включает немалое число участников. Чаще всего рассматривает динамику явления. Главной целью этих исследований является расширенное изучение явления, потому что помимо описания структуры явления нужно и узнать, что определяет его главные количественные и качественные признаки. По методам, которые используются для сбора социологической информации, аналитическое исследование носит комплексный характер. Дополняя друг друга, в аналитическом исследовании, могут применяться разные формы опроса, анализа документов, наблюдения.
Методика социологического исследования
Методика социологического исследования – комплекс действий, приемов, процедур определения социальных фактов, а также их обработка и анализ.
Техника социологического исследования – это объединение навыков, умений, приемов деятельности по организации и осуществлению социологического исследования (например, правильность формирования анкет, построения шкал и т.п.).
В программе выстраивается проблема исследования. С этой целью осуществляется анализ проблемной ситуации, которую можно охарактеризовать как противоречие, которое возникает в течение жизнедеятельности социального объекта. Определение проблемы исследования подразумевает выполнение некоторой теоретической работы, в том числе, выявление того, какие именно точки зрения проблемы разрешает социология, а также какие элементы проблемы считаются главными, а какие – второстепенными, и особенно – какие стороны проблемы уже выявлены другими исследованиями, а какие – ожидается выявить в текущем исследовании (научная проблема).
Тема исследовательского проспекта выявляется вследствие анализа проблемной ситуации, и включает указание на предмет исследования.
Для этого, прежде всего, обозначается объект исследования. Объектом исследований считаются группы людей, их условия и деятельность, осуществляемая в данных условиях, а уже потом – предмет исследования – особенности и свойства объекта, которые в дальнейшем будут изучаться, дабы получить ответ на вопрос, который интересует исследователя. Нет такого исследования, которое могло бы охватить все разнообразие взаимодействий, характеризующее тот или иной объект. Следовательно, в предмете изучения, необходимо отметить пространственные границы, в рамках которых изучается объект исследования, временная граница (потому что социальные объекты незаметно видоизменяются). Временной границей является некоторый период времени, это может быть год или даже месяц.
Акцентирование объекта и предмета исследования даёт возможность социологу на основе системного анализа сформировать его предполагаемую идеализированную модель, представленную, например, в виде схемы с обрисовкой элементов исследуемого объекта и их связей. Теоретическое построение исследуемой проблемной ситуации и предметной области анализа дает возможность преступить к обозначению целей и задач исследования. Итоговый результат, который исследователь задумал достичь после окончания работы, называется целью исследования. Данный результат, возможно, будет теоретико-познавательным, прикладным, или тем и другим одновременно. Обычно, цель исследования формулируется вместе с заказчиком и обозначается в договоре наравне с темой.
В задачах исследования обозначаются те проблемы, которые требуется раскрыть проанализировать, чтобы дать ответ на основной целенаправленный вопрос исследования. Так скажем, если цель исследования заключается в том, чтобы изучить воздействие семейного воспитания на формирование девиантного (отклоняющегося) поведения подростков, то, следовательно, основными задачами исследования можно считать определение функций отца и матери в развитии личности подростка, освоение системы ценностей семьи и т.п. Перечисленные элементы помогают увидеть полноту явления и процессы, которые подлежат изучению.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.