Анкетирование бывает: очным, то есть анкета заполняется, когда рядом находится социолог; заочным (почтовый и телефонный опрос, через опубликование анкет в прессе и др.); индивидуальным и групповым (когда социолог работает единовременно с целой группой респондентов).
Анкетирование бывает групповым или индивидуальным.
Опрос, который чаще всего используется на местах работы, учебы и т.д. называется групповым анкетированием.
При индивидуальном анкетировании перечень вопросов (анкеты) предлагается на местах работы или по месту, где проживает респондент. Единовременный опрос, в настоящее время особенно популярен (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).
Социологическая анкета – система вопросов, которая объединена единой исследовательской идеей, направленная на обнаружение количественно-качественных свойств объекта и предмета анализа. Ее функция – предоставить проверенную информацию. Поэтому необходимо знать и выдерживать цепочку правил и особенностей ее создания, а также специфичность некоторых вопросов. При формировании анкет очень важно помнить, что вопрос должен быть в равной степени понятен разным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.).
Все вопросы можно систематизировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности обследуемого); по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и неосновные).
Вопросы о фактах сознания людей нацелены на обнаружение предположений, мнений, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения открывают поступки, действия, достижения, результаты деятельности людей. Вопросы о личности участника раскрывают его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.).
Когда в анкете предлагается подробный набор всевозможных вариантов ответов, то вопрос называется закрытым. После того как опрашиваемый прочитает вопрос, выбирает один из нескольких ответов, совпадающий с его точкой зрения. Закрытые вопросы в свою очередь делятся на альтернативные и неальтернативные. Первые подразумевают выбор всего одного варианта ответа, а неальтернативные – позволяют выбрать несколько вариантов ответов, совпадающих с мнением опрашиваемого.
Открытые вопросы не имеют так называемых «подсказок» и не заставляют опрашиваемого выбирать какой-либо вариант ответа. Они помогают отразить свою точку зрения во всей широте и до мельчайших обстоятельств, благодаря чему они дают возможность получить более подробную по содержанию информацию, нежели закрытые вопросы.
Еще вопросы классифицируются на прямые и косвенные. Бывает так, что вопросы анкеты вызывают критическое отношение опрашиваемого к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Это относится к прямым вопросам. Зачастую бывает так, что респондент оставляет данный вопрос без ответа, либо дает ответ, содержащий неточную информацию. В таких случаях исследователю целесообразно использовать вопросы, сформулированные в косвенной форме. Опрашиваемому предлагается некая воображаемая ситуация, которая не требует анализа его личных качеств или обстоятельств его деятельности.
Выделяют также вопросы-фильтры. Они используются для определения лиц, которым предназначены контрольные вопросы, целью которых является проверка точности и полноты ответов.
Объективность и полнота информации, которая будет получена во время анкетирования, зависят от правильного составления анкеты, чему придается огромное значение. Респонденту необходимо заполнять ее самостоятельно по правилам, которые указанны в инструкции. Закономерность расстановки вопросов устанавливается задачами исследования, концептуальной моделью предмета исследования и совокупностью научных гипотез.
Анкета состоит из четырех частей:
1) Введение рассказывает респонденту о содержании анкеты, предоставляет данные о цели исследования, включает указания на правила и условия заполнения анкеты;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.