Последующая ступень в создании программ исследования – это истолкование и операционализация основных понятий, представленных в мировоззренческой модели проблемной ситуации и предметной области анализа.
Интерпретация понятий – теоретическое конкретизация основных (исходных) понятий осуществляется для того, чтобы экспериментаторы могли ясно и точно представить себе содержание (смысл) понятий (терминов), употребляющихся в ходе работы, чтобы применяли их многообразно, не применяя разных трактовок одного и того же понятия.
Операционализация понятий – комплекс операций, благодаря которым исходные понятия, используемые в том или ином социологическом исследовании, разделяются на индикаторы (своего рода составных частей), способные в совокупности описать их содержание.
Вследствие конкретизации понятий у социолога формируется некоторая модель (словесный аналог) реального объекта, помогающая уточнить, рассмотреть более точно, а иногда открыть новые особенности и связи изучаемого предмета анализа.
Успех последующих этапов исследования, а также разработка гипотез зависит от безошибочного выполнения данного этапа. Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предложение) – обоснованное научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки. Гипотеза – это некая форма предположения или догадка. Значение, которое содержится в гипотезе носит вероятностный характер.
Гипотезы могут классифицироваться по задачам исследования, и бывают: основные и не основные, по содержанию – объяснительные, описательные и гипотезы следствия. Выдвигаемая гипотеза должна отвечать ряду требований:
· не должна включать понятия, не имеющих эмпирических показателей в пределах этого исследования;
· должна быть доступна проверке (верификации) в ходе исследования;
· должна включать в своем определении рекомендации на способ ее проверки;
· должна быть максимально простой и не содержать различных условий и ограничений
Рабочими называются гипотезы, которые соответствуют данным требованиям как предварительные (предположительные) объяснения явления. Они усиливают результативность исследования, показывают безошибочность подбора объекта и предмета исследования, ну и, конечно, методов сбора социальной информации.
После того как составлены гипотезы переходят к созданию инструментария исследования, иначе говоря, комплексу методических и технических приемов выполнения исследования, которые воплощены в целесообразных действиях и процедурах и предложенных в виде различных документов. Состав инструментария включает: методики сбора первичных данных, опросные листы, анкеты, бланки интервью и прочее, методы обработки и анализа данных, а также подтверждение и список подходящих социальных показателей (индикаторов) и шкал, которые используются как способ оценки социальной информации, руководство для научно-вспомогательного персонала и руководителей этапов исследования и т.д.
Шкалы бывают:
ü вербальными, имеющие речевое выражение (например, показатель – уровень образования, шкала: начальное, среднее, высшее);
ü числовыми, графическими, номинальными (неупорядочными), состоящими из списка качественных объективных характеристик (например, пол, возраст или мотивы, мнения и т.д.);
ü ранговыми (порядковыми) – шкала упорядочения проявлений изучаемого свойства в строгом порядке от наиболее значимого к наименее и наоборот;
ü интервальными (метрическими) – шкалы разностей (интервалов) между упорядоченными проявлениями изучаемого социального свойства (например, возраст, пол, стаж работы и др.).
Чаще всего, в социологической практике применяются порядковые (ранговые) шкалы с тремя или пятью положениями, которые расположены симметрично.
Главная характеристика качества измерения в социологии служит степень соответствия измеренного показателя (средства измерения) тому, что подлежит измерению – валидность (от лат valid – имеющий силу, обоснованный).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.