Каждое социологическое исследование предусматривает следующие этапы:
1. Подготовка исследования. На данном этапе подготавливается программа социологического исследования – документ, который содержит методологическое, методическое и организационно-техническое обоснование социологического исследования. В данном документе описываются сначала теоретические основы исследования. То есть, если осуществляется исследование культуры, то социологам необходимо иметь теоретическое представление о понятии «культура», каковы ее закономерности функционирования и развития. В этой ситуации в качестве теоретической основы исследования выступает одна из теорий среднего уровня – социология культуры.
2. Сбор первичной социологической информации. Совокупность необобщенных данных в разнообразных формах (записей исследователей, ответов опрашиваемых, выписок из документов и т.д.).
3. Подготовка собранной информации к обработке и собственно обработка полученной информации.
4. Анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, а также формулирование выводов, выработка рекомендаций и предложений для заказчика.
Виды социологических исследований
По способу познания, по характеру добываемого социологического знания различают:
· теоретические исследования. Специфичностью данных исследований является то, что экспериментатор использует в своей работе не с сам объект (явление), а понятия, которые отражают данный объект (явление);
· эмпирические исследования. Главным составляющим исследований данного вида является сбор и анализ фактических, реальных данных об объекте (явлении).
По использованию конечных результатов исследования делятся на:
· фундаментальные – это исследования, которые направлены на процесс формирования науки. Данный вид исследования проводится по предложению профессоров, кафедр, университетов и осуществляются академическими организациями для проверки теоретических гипотез и теорий.
· прикладные – исследования, которые направлены на решение практических задач. Зачастую заказчиками эмпирических исследований являются коммерческие структуры, политические партии, государственные учреждение, органы местного самоуправления.
В зависимости от повторяемости исследований выделяют:
· разовые – помогают приобрести некое понимание о состоянии, положении какого-либо социального объекта, явления или процесса в определенный период времени ;
· повторные - применяются для выявления динамики, изменений в их развитии.
По характеру поставленных целей и задач, а также по ширине и глубине анализа социального явления или процесса социологические исследования подразделяются на:
· разведывательные (пилотажные, зондажные) - маленькое, самое обычное исследование, при проведении которого используется сжатый инструментарий и малое число респондентов. Благодаря данному исследованию имеется возможность решать крайне ограниченные задачи. Его проводят для уточнения и проверки каких-либо элементов исследования, внесения изменений. В эту группу исследований входят: анкета, бланк-интервью, опросный лист, карточка для фиксации результатов наблюдения.
· описательные – сравнительноболее сложный вид исследования с многочисленным количеством людей. Для данного вида исследований характерна машинная обработка. Описательное исследование осуществляется по подробной, хорошо подготовленной программе и на основе опробованного инструментария. Описательное исследование чаще всего используется тогда, когда объектом является сравнительно большая общность людей с многообразными характеристиками. В эту группу могут входить жители города, района, области, где проживают и трудятся люди разных возрастных категорий, уровня образования, семейного положения, материального обеспечения и т.д.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.