Социологические методы исследования общества, страница 2

Каждое социологическое исследование предусматривает следующие этапы:

1. Подготовка исследования. На данном этапе подготавливается программа социологического исследования – документ, который содержит методологическое, методическое и организационно-техническое обоснование социологического исследования. В данном документе описываются сначала теоретические основы исследования. То есть, если осуществляется исследование культуры, то социологам необходимо иметь теоретическое представление о понятии «культура», каковы ее закономерности функционирования и развития. В этой ситуации в качестве теоретической основы исследования выступает одна из теорий среднего уровня – социология культуры.

2. Сбор первичной социологической информации. Совокупность необобщенных данных в разнообразных формах (записей исследователей, ответов опрашиваемых, выписок из документов и т.д.).

3. Подготовка собранной информации к обработке и собственно обработка полученной информации.

4. Анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, а также формулирование выводов, выработка рекомендаций и предложений для заказчика.

Виды социологических исследований

По способу познания, по характеру добываемого социологического знания различают:

· теоретические исследования. Специфичностью данных исследований является то, что экспериментатор использует в своей работе не с сам объект (явление), а понятия, которые отражают данный объект (явление);

· эмпирические исследования. Главным составляющим исследований данного вида является сбор и анализ фактических, реальных данных об объекте (явлении).

По использованию конечных результатов исследования делятся на:

· фундаментальные – это исследования, которые направлены на процесс формирования науки. Данный вид исследования проводится по предложению профессоров, кафедр, университетов и осуществляются академическими организациями для проверки теоретических гипотез и теорий.

· прикладные – исследования, которые направлены на решение практических задач. Зачастую заказчиками эмпирических исследований являются коммерческие структуры, политические партии, государственные учреждение, органы местного самоуправления.

В зависимости от повторяемости исследований выделяют:

· разовые – помогают приобрести некое понимание о состоянии, положении какого-либо социального объекта, явления или процесса в определенный период времени ;

· повторные - применяются для выявления динамики, изменений в их развитии.

По характеру поставленных целей и задач, а также по ширине и глубине анализа социального явления или процесса социологические исследования подразделяются на:

· разведывательные (пилотажные, зондажные) -  маленькое, самое обычное исследование, при проведении которого используется сжатый инструментарий и малое число респондентов. Благодаря данному исследованию имеется возможность решать крайне ограниченные задачи. Его проводят для уточнения и проверки каких-либо элементов исследования, внесения изменений. В эту группу исследований входят: анкета, бланк-интервью, опросный лист, карточка для фиксации результатов наблюдения.

· описательные – сравнительноболее сложный вид исследования с многочисленным количеством людей. Для данного вида исследований характерна машинная обработка. Описательное исследование осуществляется по подробной, хорошо подготовленной программе и на основе опробованного инструментария. Описательное исследование чаще всего используется тогда, когда объектом является сравнительно большая общность людей с многообразными  характеристиками. В эту группу могут входить жители города, района, области, где проживают и трудятся люди разных возрастных категорий, уровня образования, семейного положения, материального обеспечения и т.д.