Социологические методы исследования общества, страница 5

Генеральная совокупность- это совокупность всех допустимых социальных объектов, подлежащие изучению в рамках программы социологического исследования. На это необходимы большие материальные затраты и расход времени, что продлевает время исследования. Следовательно, чаще всего, обследованию подлежит я та часть элементов генеральной совокупности, которая  отобрана с помощью специальных методов (выборочная совокупность).

Выборкой называется процесс отбора множества элементов (наблюдений) генеральной совокупности, которая позволяет делать выводы обо всем множестве элементов (наблюдений).

Случайная выборка – метод, строго соблюдающий принцип равенства шансов попадания в выборку для всех звеньев исследуемой совокупности и для любых последовательностей таких единиц.  Случайная выборка является оптимальной моделью составления выборки из генеральной совокупности.

Выделяют разнообразные типы выборки. Различаются они видом процедуры: простая случайная; многоступенчатая (тип вероятностной выборки, проводимой в несколько этапов); пропорциональная (квотная), при которой воспроизводится структура генеральной совокупности в виде квот (пропорций) распределения изучаемых признаков; стратифицированная, при которой генеральная совокупность разделена на частные совокупности (классы, слои), которые сами по себе должны быть однородными, а между собой разнообразны; серийная (гнездовая), при которой единицы отбора представляют собой статистические серии, то есть совокупности статистически различных единиц, в качестве каковых могут выступать семья, бригада, коллективы кафедр в вузах и т.п.; районированная и др.

Обычные размеры выборок для общенародных опросов варьируют в пределах 1000-2500 респондентов (в зависимости от числа анализируемых групп), для региональных опросов и опросов специальных популяций (молодежи, пенсионеров и т.п.) – от 200 до 500 (при анализе многочисленных подгрупп размер региональной выборки увеличивается обычно до 1000 респондентов).

Методы сбора первичной социологической информации.

1. Опрос - самый общеизвестный метод сбора первичной информации, заключающийся в устном или письменном обращении к исследуемому составу индивидов (респондентов) с вопросами по изучаемой проблеме.

Своеобразность метода состоит, прежде всего, в том, что при его применении основой первичной социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник изучаемых социальных процессов и явлений.

Имеется две разновидности опроса, которые связаны с письменной или устной формой общения с респондентами - анкетирование и интервьюирование. Их фундаментом является комплекс предлагаемых опрашиваемых вопросов, ответы на которые и составляют первичную информацию.

Любой вариант опроса сформирован из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения, который обусловлен некоторыми обстоятельствами: содержанием анкеты или интервью, то есть списком вопросов, в которых осуществлен предмет исследования; особенностью работы анкетёра или интервьюера; сконцентрированностью работы респондента над поставленными вопросами; психологическим состоянием респондента в момент проведения опроса.

Метод опроса, который опирается на удовлетворительное количество обученных анкетёров или интервьюеров, даёт возможность в предельно сокращенные временны границы опрашивать достаточное количество респондентов и добывать различную по своему складу информацию.

Впрочем, постоянно нужно рассматривать вероятное искажение информации, которая  получена методом опроса, связанное со специфичностью процесса отражения различных аспектов  социальной практики в сознании людей.

Анкетный опрос (анкетирование) состоит в письменном обращении к респондентам с опросным листом (анкетой), который содержит определенным образом слаженную систему вопросов.