При протекании тока КЗ проводники и аппараты дополнительно нагреваются сверх нормальной рабочей температуры. Длительность процесса КЗ обычно мала (в пределах нескольких секунд), поэтому тепло, выделяющееся в проводнике, не успевает передаться в окружающую среду и практически целиком идет на нагрев проводника.
Поскольку ток КЗ значительно превышает ток рабочего режима, нагрев проводника может достигать опасных значений, приводя к плавлению или обугливанию изоляции, к деформации и плавлению токоведущих частей и т. д.
Критерием термической стойкости проводника является допустимая температура его нагрева токами КЗ. Поэтому проводник или аппарат следует считать термически стойким если его температура в процессе КЗ не превышает допустимых значений. Значения допустимых температур нагрева проводников определены из соображений сохранения механической прочности металла для неизолированных проводников и стойкости изоляции к нагреву для изолированных.
В курсовой работе по условию термической стойкости проверяют следующие электрические аппараты и токоведущие части: шинный мост, рубильники QS1 и QS3, автоматические выключатели QF1, QF4, QF6, кабельную линию W3.
Проверка шинного моста на термическую стойкость состоит в определении температуры нагрева его полос во время короткого замыкания и сравнении ее с кратковременно допустимой температурой при КЗ. В связи с этим рекомендуется следующий порядок расчета температур нагрева шин моста.
1.
с – удельная теплоемкость материала шин, зависящая от температуры. При температурах от 20º до 300ºС у алюминиевых и медных проводников ее изменения не превышают 10% значения, определенного при температуре 100 ºС. По этому для алюминия можно принять с=940 Дж/кг·Кº.
γ – плотность материала шин (для алюминия – 2,7·103 кг/м3);
α – температурный коэффициент сопротивления материала шин при 20ºС (для алюминия – 4,9·10-3 К-1);
ρ20 – удельное сопротивление материала шин при 20ºС (для алюминия 2,8·10-8 Ом·м);
θдл.доп – длительно допустимая температура шин моста (70ºС для алюминия);
θокр.н – нормированная температура окружающей среды, ºС;
Iр – расчетный ток шинного моста, А;
Iдоп – длительно допустимый ток при фактических условиях прокладки, А.
2. Находят тепловой импульс тока КЗ, значение которого пропорционально количеству тепловой энергии, выделяемой током КЗ в проводнике,
где Bк – тепловой импульс тока КЗ, A²·c;
Iп.о – начальное значение периодической составляющей тока КЗ, А;
tОТКЛ – время отключения тока КЗ, с;
Tа – постоянная времени затухания апериодической составляющей тока КЗ, c.
3.
F – площадь поперечного сечения шин моста, мм².
4. Температура θкон нагрева шин моста по окончании КЗ и величина Акон также связаны зависимостью вида (8), с помощью которой определяют искомую температуру нагрева шин моста.
5.
θк.з.доп – кратковременно допустимая температура нагрева шин моста при протекании токов КЗ (200ºС – для алюминевых шин).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.