где
kф – коэффициент формы, учитывающий форму сечения шин и
расстояние между ними;
где
iуд –
ударный ток, А;
a – расстояние между осями фаз моста, мм;
b. h – размеры поперечного
сечения полосы фазы моста, мм.
2.
Рассматривая шину, как многопролетную балку,
определяют максимальный изгибающий момент, создаваемый равномерно определенной
силой
fф,
Н·м, где
lи –
длинна пролета между опорными изоляторами;
lи =1.5
м.
3. Определяют расчетное напряжение в
материале шин, возникающее при воздействии изгибающего момента, МПа, где
W – момент сопротивления сечения шины изгибу
относительно оси, перпендикулярной действию усилия, см³.
Момент сопротивления сечения
W
шины зависит от формы ее сечения и способа расположения на изоляторах. Если
шины имеют прямоугольное сечение и расположены на изоляторах плашмя, то
Если шины расположены на “ребро”, то где
b, h – размеры поперечного
сечения шины, см.
4. Расчетное напряжение
σрасч сравнивают с допустимым. Если где
σдоп – допустимое механическое напряжение в материале шин,
МПа, то шины динамически стойки по отношению к токам КЗ. В курсовой работе
рассчитывают шины из алюминия, для которых
σдоп =75МПа.
Шинный мост выполненный двухполосными шинами
Если каждая фаза шинного моста выполнена из двух или трех полос, то
механические усилия возникают не только между полосами разных фаз, но и между
полосами одной фазы. В связи с этим рекомендуется следующий порядок расчета
механических напряжений в двухполосных шинах.
1.
Определяют наибольшее усилие, возникающее между
полосами разных фаз, Н/м, где
а – расстояние между осями фазных пакетов, мм.
2.
Определяют максимальный изгибающий момент создаваемый силой fф, Н·м,
3. Находят расчетное напряжение в материале
шин от взаимодействия между полосами разных фаз, МПа, где
Wф.п
– момент сопротивления фазного
пакета шин, см³.
Обычно полосы в пакете соединены жестко с
помощью приваренных прокладок. При этом момент сопротивления двухполосных шин,
расположенных “на ребро”, определяют по формуле
В
случае расположения шин плашмя формула имеет вид
4. Силу взаимодействия между полосами одной фазы
определяют по выражению, Н/м,
5. Находят изгибающий момент, создаваемый
силой
fп,
Н·м, где
lп –
расстояние между прокладками, м.
В
курсовой работе количество n прокладок и расстояние lп между ними
определяют расчетным путем, чтобы шины были динамически стойкими.
6. Рассчитывают механическое напряжение в
материале шин от взаимодействия полос одной фазы, МПа,
где
Wп
– момент сопротивления одной
полосы, см³.
7. Расчетное механическое напряжение в
двухполосных шинах находят по выражению, МПа,
Шины динамически стойки, если выполняются
условие
Электрические аппараты
Для электрических аппаратов
завод-изготовитель указывает ток КЗ, при протекании которого обеспечивается их
электродинамическая стойкость. При этом в каталогах задается мгновенное
значение тока электродинамической стойкости. При выборе аппаратов этот ток
сравнивается с ударным током КЗ. Аппарат динамически стоек, если выполняется
условие где
iдин –
мгновенное значение тока электродинамической стойкости, кА;
iуд –
ударный ток КЗ в расчетной точке сети, кА.
Если для автоматических выключателей значение тока iдин не приводится, то это означает, что
электродинамическая стойкость выключателя определяется током его предельной
коммутационной способности.
7. 2 Проверка по условию термической стойкости