ВВЕДЕНИЕ
Курс «Метрология, стандартизация и технические измерения»(МСТИ) является одним из первых специальных курсов в системе подготовки инженера конструктора-технолога радиоэлектронных средств (РЭС).
Задача лабораторного практикума состоит в приобретении студентами практических навыков в области правильного выбора метода и средств измерений, снятия показаний при различных системах индикации, обработки результатов измерений и оценки их погрешностей.
Измерения, выполняемые в практической деятельности инженером конструктором-технологом РЭС имеют свою специфику по сравнению с измерениями, производимыми радиоинженерами-специалистами в области цепей и сигналов. Это в первую очередь определяется тем, что помимо электрорадиоизмерений в схемах и цепях конструктор-технолог значительно чаще сталкивается с измерениями различных свойств материалов, полупроводниковых и металлических пленочных сложных структур, элементов конструкций с учетом взаимодействия с тепловыми процессами, механическими взаимодействиями и напряжениями, а также измерениями, используемыми в процессе изготовления РЭС, в том числе как отдельных деталей, так и сборочных единиц различной степени интеграции и сложности. В связи с этим лабораторный практикум по курсу МСТИ включает в себя цикл лабораторных работ, предусматривающих как электрорадиоизмерения, так и измерения неэлектрических величин.
В данных методических указаниях изложены указания по выполнению следующих работ «Технические измерения и обработка результатов», «Статистическая обработка результатов прямых равнорассеянных измерений», в них также рассмотрены вопросы классификации измерений и их погрешностей, указания по выбору средств измерений, правила округления приближенных чисел и записи результатов измерений, а также основные положения теории вероятностей и математической статистики, необходимые для статистической обработки результатов. Введение вышеуказанного материала в методические указания обусловлено отсутствием в достаточном количестве учебной литературы для дневной, вечерней и заочной форм обучения, а также тем, что к началу изучения курса МСТИ студенты еще мало знакомы с математическими методами обработки результатов наблюдений, основанных на теории вероятностей и математической статистики. Кроме того в методическом руководстве более подробно освещены вопросы техники безопасности, так как с лабораторным практикумом по специальному курсу студенты встречаются впервые.
При составлении руководства учитывалась специфика обучения студентов дневной, заочной форм обучения, а также наличие в лабораторном практикуме элементов научных исследований.
1. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Не приступайте к выполнению работ, не ознакомившись с «Общими указаниями по технике безопасности».
Вопросы техники безопасности труда для инженеров конструкторов-технологов РЭС более многоплановы по сравнению с вопросами, которые приходится решать инженеру схемотехнику. Сюда входят вопросы безопасного труда при использовании химически активных веществ (процессы нанесения химических покрытий, травления), при выполнении механической обработки элементов конструкций и т.п. Особое место занимают вопросы техники безопасности при работе с электрооборудованием.
Правила по технике безопасности при работе в лаборатории по курсу МСТИ определяются «Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок напряжением 1000 В» и в конкретных лабораторных условиях могут быть сведены к следующему.
При выполнении лабораторной работы запрещается:
1. Проводить лабораторные работы при отсутствии заземления корпусов измерительных приборов.
2. Снимать защитные кожуха и крышки приборов.
3. Менять сетевые предохранители.
4. Включать силовые и осветительные установки, рубильники без разрешения преподавателей или лаборанта.
5. Включать в сетевые розетки какие-либо провода без штепсельных вилок.
6. Устранять неисправности сетевой проводки своими силами.
При проведении лабораторных работ студенты обязаны:
1. Все переключения и изменения в схемах производить при выключении напряжения.
2. Если при прикосновении к корпусу или шасси, лабораторной установки или измерительного прибора ощущается действие тока, выключить установку или прибор.
3. В случае поражения работающего электрическим током, последний должен быть немедленно освобожден от соприкосновения с токоведущими частями, отключением энергии. Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, следует немедленно применить искусственное дыхание, вызвать врача.
4. О замеченных неисправностях лабораторной установки докладывать лаборанту или преподавателю, ведущим занятия.
2. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЦИКЛА
РАБОТ
2.1. Классификация и основные характеристики
измерений
Измерение - нахождение значения физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств.
По характеру зависимости измеряемой величины от времени измерения делятся:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.