Логарифмический закон трения. Закон трения для турбулентного пограничного слоя будем искать, как и для ламинарного, в виде зависимости
сf /2 = f (Re**).
Рис. 3.12. Закон дефекта скорости в сравнении
с экспериментальными данными
Он следует из логарифмического профиля скорости, который для условий на границе пограничного слоя (3.38) при у = δ, u = U0 примет вид
.
С учетом того, что получим
или
(3.41)
где
(3.42)
Характерные толщины пограничного слоя:
(3.43)
определим с учетом полученного выражения (3.39) для дефекта скорости:
(U0 – u)/v* = – 1/æ ln x или u/U0 = 1 + (1/æ);
= (–1/æ) ;
d* / d = (–1/æ)(–1/æ) (3.44)
= (1/æ)
d** / d = (1/æ)/æ2. (3.45)
Подставив (3.45) в (3.42), определим С*:
С* = 5,5 + (1/æ) ln (æ2/æ)
При больших числах Рейнольдса æ = 0,4 >>
С* = 5,5 +2,5 ln 0,4 = 3,21
и окончательно логарифмический закон сопротивления (3.41) примет вид
(3.46)
В области умеренных чисел Рейнольдса более точные результаты дает формула Кармана
` (3.47)
3.5.2. степенные профили скорости
С расчетной точки зрения во многих случаях, особенно при решении интегральных соотношений, степенные профили скоростей и законы трения более удобны, чем логарифмические.
Логарифмический профиль скорости
j = (1/æ) ln η + с (3.48)
является огибающей семейства степенных профилей
j = С(n) ηn. (3.49)
При этом зависимость (3.49) представляет собой степенную аппроксимацию универсального логарифмического профиля (3.48) в некотором интервале числа Re** (см. рис. 3.11).
Коэффициент С(n), зависящий от n, и показатель степени n вычисляются из условия соответствия степенного профиля логарифмическому.
Выражению (3.49) с учетом того, что
(3.50)
соответствует и более простое степенное выражение
(3.51)
откуда следует, что
(3.52)
При выводе логарифмического закона трения с использованием выражения для дефекта скорости
u/U0 = 1+ (1/æ)
мы получили [см. (3.44)], что
= (1/æ) (3.53)
тогда из (3.53) и (3.52) имеем
n/(1 + n) = (1/æ) (3.54)
Как видно из формулы (3.54), показатель степени n должен уменьшаться с ростом числе Re, поскольку коэффициент трения уменьшается. Но если cf зависит от числа Рейнольдса достаточно слабо, показатель n остается почти постоянным в практическом диапазоне чисел Рейнольдса. Степенной профиль скорости ω = ξ1/7 для турбулентного пограничного слоя сначала был получен экспериментально. Причем эта зависимость описывает экспериментальные профили в очень широком диапазоне чисел Рейнольдса до Re** < 104. Это подтверждает вывод из формулы (3.54) о слабой зависимости n(Re). Поэтому для турбулентного пограничного слоя закон «одной седьмой» получил очень широкое распространение. На рис. 3.13 сравниваются профили скорости в турбулентном и ламинарном пограничном слоях. При экспериментальном определении показателя степени n следует пользоваться не формулой (3.51), а интегральными характеристиками δ* и δ** (3.52), учитывая, что Н = 1 + 2n; погрешность, как правило, невелика.
Рис. 3.13. Cопоставление опытных профилей скорости
с теоретическими зависимостями: 1 – распределение скоростей
U/U0 = (y/δ)1/7; (○, Δ, х) – опыты при турбулентном режиме,
Rex = (4…5) 105; 2 – ламинарный профиль Польгаузена
U/U0 = 2(y/d) – 2(у/d)3 + (у/d)4; (●) – эксперимент
при ламинарном режиме, Re = 1,5 105;
3 – теоретические зависимости для пограничного слоя
со вдувом; (Æ) – соответствующие опыты [5]
Степенные законы трения и тепломассообмена. Степенному профилю скорости соответствует и степенной закон трения.
Если записать профиль скорости (3.49) для условий на внешней границе пограничного слоя при у = δ; u = U0
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.