Экономическая система как объект экономической кибернетики (Часть учебного пособия "Экономическая кибернетика"), страница 22

В управлении социалистической экономикой необходимо добиться, чтобы все соответствующее общественным интересам, выгодное для общества непосредственно отвечало интересам ' всех звеньев народного хозяйства, было выгодно отдельному предприятию и работнику. Такое согласование — не механический акт «разверстки» плановых заданий, а сложный социально-экономический процесс, охватывающий всю организационно-хозяйственную структуру. По общему правилу директивные задания государственного плана, выражающие и конкретизирующие общественные интересы, должны подкрепляться комплексом стимулов, которые прямо заинтересовывают данное звено народного хозяйства в выполнении этих заданий и базируются на его собственных интересах.

Для экономики как относительно обособленной системы потребности общества выступают как внешние требования ее функционирования, а степень их удовлетворения — как внешний критерий (см. 3.3). В принципе таковы же внешние требования и критерии каждого относительно обособленного звена и производственной ячейки экономики. Внутренний критерий относительно обособленной экономической системы любого уровня—это затраты ресурсов для выполнения заданных внешних требований. Как и внешний критерий, он^ может быть выражен в различной форме. Например, используются показатели трудоемкости, материалоемкости и фондоемкости, т. е. затрат труда, материалов и фондов на единицу продукции (или обратные им показатели производительности труда и фондоотдачи). Обратной скалярной формой минимизации затрат при фиксированных ценах является критерий максимума прибыли или рентабельности.

По существу, внутренний и внешний критерий не оторваны друг от друга, а выступают как две взаимосвязанные стороны общего критерия функционирования данной экономической системы. Именно эта взаимосвязь и образует логическую основу согласования интересов и стимулирования.

Такое согласование осуществляется сложным комплексом норм управления, образующих ядро хозяйственного механизма. По способу воздействия на хозяйственный объект можно выделить четыре типа норм: экономические, правовые, административные и моральные (см. гл. 13 и 15). Собственно экономические нормы непосредственно связаны с материальными интересами и стимулами—это цены, ставки заработной платы, налоговые ставки, нормы отчислений в бюджет и фонды предприятий и т. п. Важнейшие их параметры так же, как и адресные плановые задания, в социалистической экономике закрепляются правовыми и административными нормами. Эти две группы

65

опираются на авторитет власти, обеспечивающей обязательность исполнения соответствующих предписаний.

В целом поведение объектов управления строится в соответствии с принципом демократического централизма, предполагающим наряду с централизованным планированием экономического и социального развития широкое развертывание местной инициативы и почина в способах достижения поставленных целей. Выбор этих способов обеспечивается преимущественно экономическими (материальными) и моральными нормами и стимулами. Моральные нормы, действующие на основе убеждения, коммунистического воспитания членов общества, являются неотъемлемым и важным компонентом хозяйственного механизма в условиях социализма.

В реальных процессах управления все виды норм используются комплексно и должны быть согласованы практически в каждом управленческом акте—будь то утверждение плана, административное распоряжение, выделение премий и т. д.

Информационные потоки в управлении. Содержание информационных потоков в системе управления народным хозяйством определяется соотношением управляющих норм, а структура коммуникационной сети — организационно-хозяйственной структурой. В рамках последней формируются функциональные подсистемы—народнохозяйственного планирования, отраслевого управления производством, управления материально-техническим снабжением, кредитно-финансовой системой, учетом и статистикой и т. д. Вертикальные и горизонтальные связи каждой из них образуют свои относительно обособленные каналы информации и блоки ее переработки на каждом уровне организации управления.