, (3.9)
где - допустимая величина приемистости ДГ тепловоза по мощности, Вт/с.
Структурная схема МП САУ ДГ тепловоза, позволяющая реализовать предлагаемые алгоритмы управления
Рис.3.3.
Разработанная МП САУ ДГ тепловоза позволяет улучшить переходные процессы разгона и нагружения ДГ во всем диапазоне изменения частоты вращения и нагрузки.
1. Микропроцессорные системы управления
дизель-генераторами
тепловозов являются наиболее перспективными для решения
задач улучшения качества протекания переходных процессов.
2. Для уменьшения длительности переходных процессов
при ограничениях максимальной цикловой подачи топлива, ускорения коленчатого
вала дизеля и темпа увеличения мощности
тягового генератора целесообразно использовать алгоритмы
управления, где для регулирования частоты вращения и мощности соответственно
применяются ПИД- и ПИ-законы с переменными коэффициентами передачи.
Переключение коэффициентов передачи регуляторов осуществляется в точках» определяемых
относительными частотой вращения и цикловой
подачей топлива дизеля.
3. Для качественного протекания рабочего процесса
дизеля
расчетный сигнал управления топливоподачей определяется
с учетом ограничений по давлению и температуре наддувочного воздуха и коэффициенту избытка воздуха .
4. Разработанная структурная схема МП САУ ДГ позволяет реализовать принятые алгоритмы управления.
Исследование эффективности разработанных алгоритмов управления дизель-генератором (ДГ) тепловоза проводилось на математической модели микропроцессорной (МО) системы управления дизель-генератором.
Математическая модель МП системы управления ДГ тепловоза состоит из алгоритмов управления и системы дифференциальных уравнений ДГ тепловоза. 6 данной работе использована система нелинейных дифференциальных уравнений, определенная профессором Е.Е. Коссовым [8].
Уравнение вращательного движения вала ДГ:
где - приведенные момент инерции движущихся масс к оси вала ДГ, кг·м²;
- угловая скорость вала ДГ, рад/с;
- время, с;
- соответственно моменты, создаваемые силами газов, механическими сопротивлениями дизеля, вспомогательными нагрузками и генератором, Н·м.
Так как между моментом М и мощностью Р существует зависимость , уравнение (1) может переписываться в следующей форме:
, (4.2)
Индикаторная мощность дизеля:
, (4.3)
где - коэффициент пропорциональности;
- низшая теплота сгорания топлива, кДж/кг;
- количество цилиндров дизеля;
- коэффициент тактности;
- индикаторный к.п.д.;
- цикловая подача топлива, кг/цикл;
Индикаторный к.п.д. аппроксимирован по частоте вращения и коэффициенту избытка воздуха :
, (4.4)
где - постоянные.
Коэффициент избытка воздуха:
, (4.5)
где - расход воздуха, кг/с;
- теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг дизельного топлива;
- секундный расход топлива, кг/с.
Мощности механических потерь дизеля и вспомогательных нагрузок зависят от частоты вращения вала ДГ и могу быть аппроксимированы соотношениями:
, (4.6)
, (4.7)
где - постоянные.
Мощность генератора состоит из двух частей:
, (4.8)
где - часть мощности генератора, зависящая от частоты вращения вала ДГ;
, (4.9)
- непосредственно регулируемая часть мощности генератора, зависящая от управляющего воздействия регулятора мощности;
, (4.10)
где - постоянные.
При расчете переходных процессов расход воздуха, определенный в каждом цикле расчета, должен обеспечить выполнение условия:
, (4.11)
где - перепад давления в каждом элементе и агрегате дизеля;
- количество элементов и агрегатов дизеля;
- заданная точность расчета.
Анализ [9] показывает, что форсунки с электронным управлением можно считать запаздывающими звеньями. При расчете переходных процессов пренебрежимо запаздывание процесса формирования цикловой подачи топлива (время запаздывания по сравнению с шагом цикла расчета значительно мало). При этом допущении величина цикловой подачи топлива прямо пропорциональна величине управляющего воздействия регулятора частоты вращения.
Алгоритмы управления ДГ определены ПИД-законом [10] для регулятора частоты вращения и ПИ-законом для регулятора мощности с переменным коэффициентом передачи:
, (4.12)
где - коэффициенты передачи регулятора частоты вращения;
- уставки переключения структуры регулятора частоты вращения;
- интегральная составляющая управляющего воздействия регулятора частоты вращения в предыдущем (i-1–ом) шаге;
- период управления, с;
- величина управляющего воздействия регулятора мощности в текущем (i-ом) шаге;
- интегральная составляющая управляющего воздействия регулятора мощности в предыдущем (i-1-ом) шаге;
- коэффициенты передачи регулятора мощности;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.