Исследования по совершенствованию алгоритмов управления тепловозом (ТЭ10), страница 4

Для конечной стадии переходного процесса характерны значи­тельные скорости изменения показателей рабочих процессов: резко возрастает давление наддува, угловая скорость ротора турбоком­прессора, давление газов перед турбиной. Вследствие значительных скоростей изменения параметров рабочих процессов агрегатов надду­ва повышается топливно-воздушное соотношение, увеличивается рас­ход продувочного воздуха и снижается температура газов на выходе из дизеля и перед турбиной турбокомпрессора. В момент достижения заданной угловой скорости коленчатого вала резко уменьшается уг­ловое ускорение ротора турбокомпрессора.

В расчетах управление переходным процессом в конечной стадии осуществлялось по закону пропорционального регулирования, по­этому при полученных временных характеристиках угловая ско­рость коленчатого вала не превышает заданных значений. Однако на практике в конце переходного процесса это может произойти; кроме того, возникают колебания угловой скорости ротора турбокомпрес­сора. Указанные различия не имеют принципиального значения, так как основные характеристики процесса и показатели работы дизеля формируются в начальный и средний периоды.

При оптимальном управлении (см. рис. 2.1.) в качестве ограничительных параметров рабочих процессов дизеля и агрегатов наддува коэффициент избытка воздуха принят равным 1,35 и максимальная температура газов перед турбиной турбокомпрессо­ра равной 970 К. Ограничительные параметры соответствуют анало­гичным показателям рассмотренного выше переходного процесса.

При оптимальном управлении цикловая подача топлива соответ­ствует принятым ограничениям параметров рабочего процесса; угло­вое ускорение коленчатого вала выбирается так, что при заданной цикловой подаче топлива обеспечивается максимальное приращение секундного расхода топлива. Мощность нагрузки устанавливается такой, что обеспечиваются требуемое угловое ускорение коленчатого вала и максимальная цикловая подача топлива.

2.3. Характерные этапы выбранного закона управления

В переходном процессе, соответствующем выбранному закону управления, можно выделить два характерных этапа.

Этап I. В период с 1-й по 18-ю секунду параметры рабочего процесса дизеля соответствуют принятым ограничениям, в рас­сматриваемом случае — заданному коэффициенту избытка воздуха α = 1,35. Цикловая подача топлива устанавливается в строгом соответствии с заданным значением а и достигает 0,63 г/цикл в на­чале процесса (на 2-й секунде), угловое ускорение коленчатого вала составляет 6,5 рад/с². Температура выпускных газов на выходе из поршневой части дизеля на 3 - 4-й секунде равна 1050 - 1070 К и почти не изменяется в течение всего характерного периода.

Давление наддувочного воздуха и давление газов перед турби­ной в первые 10 с увеличиваются незначительно, однако из-за за­броса выпускных газов в ресивер повышается температура смеси на входе в дизель, снижаются заряд свежего воздуха в цилиндре и цик­ловая подача топлива. Максимальная температура рабочего тела в ресивере достигает 387 К, и цикловая подача уменьшается до 0,57 г/цикл, т. е. на 11 %. Несмотря на снижение цикловой подачи, сум­марный расход топлива в цилиндрах дизеля быстро возрастает в течение всего характерного периода и на 11-й секунде достигает 0,08 кг/с, что почти в 2 раза превышает расход топлива в этот мо­мент переходного процесса, рассмотренный выше (0,044 кг/с).

Более высокие темпы роста угловой скорости коленчатого вала и суммарного расхода топлива интенсифицируют разгон ротора турбо­компрессора. По сравнению с аналогичным показателем исходного варианта угловая скорость ротора турбокомпрессора на 11-й секунде была в 2,2 раза выше и составила 662 рад/с; продолжительность вы­броса выпускных газов в ресивер уменьшилась с 27 до 17 с, количе­ство продуктов сгорания, попадающих в ресивер в процессе заброса, снизилось на 15 %. Вследствие высокого углового ускорения коленча­того вала номинальная угловая скорость была достигнута за 10 - 11 с.

Температура газов перед турбиной плавно возросла до 970 К.

Этап II. Период переходного процесса с 18-й до 25-й секунды со­ответствует работе двигателя без ограничений параметров рабочих процессов и мало отличается от третьего характерного периода опи­санного переходного процесса.

Общая продолжительность процесса сократилась с 57 до 25 с при практически одинаковых предельных значениях параметров рабоче­го процесса.

2.4. Интегральные показатели переходных процессов

Значительный интерес представляет сравнение интегральных по­казателей переходных процессов, однако тут существуют определен­ные трудности. В течение переходного процесса происходит измене­ние кинетической энергии вращения, совершается работа сил трения, расходуется энергия на привод агрегатов тепловоза и осуществляется передача энергии на тягу поезда. Если оценивать качество переходно­го процесса по топливной экономичности собственно дизеля, то преимущества оптимального регулирования представляются бесспорными.

Изменения индикаторного КПД дизеля при обеих системах управ­ления одинаковы. И в том и в другом случае КПД рабочего процесса снижается с 0,44 до 0,33, продолжительность работы с низким КПД также примерно одна и та же —17-18с. Если учитывать эффективную работу дизеля или количество топлива, преобразованное в теп­лоту при пониженном КПД, то оптимальное регулирование будет иметь определенные преимущества. Если же произведенную полез­ную работу рассчитывать по мощности, реализуемой на крюке тепло­воза, то лучшим окажется штатное регулирование, так как в этом случае КПД тепловоза в период пониженного индикаторного КПД дизеля оказывается более высоким.