Автоматизированное проектирование (Сборник статей): Методические указания к практическим занятиям и СРС по курсу "Дискретная математика", страница 8

Активными силами будем считать движущие силы, рассмотренные выше. Выходные параметры двигателя определяют режим его работы, который характеризуется частотой вращения коленчатого вала и нагрузкой (или средним эффективным давлением).

Формирование ИКГ-языка.

В литературе по двигателестроению [3, 4] для графического представления сил, действующих в КШМ, традиционно используются диаграммы, представленные на рис.2

Чтобы отразить действие этих сил в зависимости от режима работы двигателя, введем для этих диаграмм дополнительное измерение. В результате получаются изображения, подобные следующим (рис.3):

 

Рис.3  Примеры паттернов работоспособности.

Каждое такое изображение может давать некий целостный образ функционирования (работоспособности) двигателя. Поэтому их можно назвать паттернами работоспособности.

Паттерн работоспособности - это многокритериальный (многофакторный) образ некоторого объекта, представленный в выбранной знаковой системе и позволяющий дать оценку работоспособности этого объекта [5].

Понятно, что работоспособность изделия может оцениваться и не по одной диаграмме. Поэтому, объем понятия паттерн работоспособности весьма размыт и в каждом конкретном случае определяется условиями целесообразности.

Преобразования ИКГ-изображений.

Очень полезной процедурой, оперирующей с подобными изображениями, является сравнение сгенерированных диаграмм (рис.4):

В приведенном примере сравниваются скоростные характеристики двух двигателей. Темная поверхность соответствует двигателю-прототипу. Светлая – новому, проектируемому изделию. В частности, из Рис.4 видно, что на пиковом режиме имеет место превышение силы N у нового двигателя по сравнению с прототипом. Это обстоятельство является причиной для беспокойства, которое побуждает выполнить проверочные прочностные расчеты для шатуна и поршневого пальца.

Рассмотренный подход может оказаться полезным в процессе эскизного проектирования, особенно в случае жестких ограничений, следующих из технического задания, что порождает множество "конфликтных ситуаций" при построении компоновочного чертежа. Если при улучшении одной характеристики следует ухудшение других, то в этом случае приходится неоднократно повторять расчеты в процессе поиска приемлемого варианта. Когнитивная графика, реализуемая в форме репрезентативного множества паттернов оценки работоспособности изделия, оперативно предоставляемая для рассмотрения профессионалу средствами компьютерной техники, может оказаться достаточно действенным инструментом.

О ВЛИЯНИИ РОДО-ВИДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОНЯТИЙ НА СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ СУЖДЕНИЙ

Павлов В.В.

МГТУ СТАНКИН, Москва

Для формализованного представления концептуального проектирования  широко применяется аппарат классической логики [1,3,4], оперирующей понятиями, суждениями и умозаключениями. При концептуальном проектировании технических систем обычно используются простые категорические суждения, имеющие субъект S и предикат P:  общеутвердительные  A(S, P), общеотрицательные  E(S,P),  частноутвердительные  I(S,P), частноотрицательные O(S, P).

Поскольку суждения A(S,P) и E(S,P) отражают четко выраженное представление о предмете суждения, они более предпочтительны, чем частные суждения I(S, P) и O(S, P). Повысить определенность суждения можно на основе анализа существенных свойств предметов суждения. Для этих целей удобен математический аппарат теории полихроматических множеств [2]. В полихроматическом множестве ПS с составом элементов А и само это множество, как единое целое, окрашено в множество цветов F(Α), и каждый элемент    akÎΑ окрашен в некоторое множество цветов F(ak). При моделировании реальных предметов цвету Fj(Α) соответствует j-е свойство сложного объекта, представленного в виде ПS-множества, а цвету Fj(ak) соответствует  j-е  свойство элемента   akÎΑ