3. Операции,
совершаемые при продвижении товаров: транспор
тирование, складирование и
хранение, финансирование издержек по
содержанию каналов товаропродвижения. Практика показывает, что
выполнение указанных выше операций может
осуществляться более
эффективно и с меньшими затратами при привлечении организацийпосредников, чем при прямом способе. Однако к выбору посредника
следует относиться с большой
ответственностью, так как при неудачном
выборе под угрозу может быть
поставлен успех сбытовой деятельности
на рынке товаров и ход коммерческой
деятельности в целом. Посредника
надо выбирать из числа известных специализированных организаций,
■• ,j. . ,п н\\ л ■■■ \ ,
184
предварительно определив степень оснащенности его материально-технической базы и квалифицированность работников. Желательно привлекать к осуществлению сбыта двух-трех посредников.
Организационная структура маркетинговых служб зависит от специфики деятельности предприятий, их мощности, видов выпускаемой продукции или оказываемых услуг, сегмента рынка и др. Основными требованиями к ним являются:
• гибкость,
мобильность и адаптивность системы. Этим требова
ниям
отвечают целевые рабочие группы, формируемые для решения
конкретных
задач на определенный срок;
• относительная простота
структуры с целью обеспечения ее
мобильности;
• соответствие
масштабов маркетинговой службы степени ее
эффективности
и объему продаж;
• централизация
стратегического управления на высшем уровне
руководства;
• в организационной
структуре службы должны быть созданы
планирующие,
контролирующие и координирующие группы, группы
стратегического
производственно-сбытового управления; во главе
маркетинговых
служб должен находиться управляющий.
§ 11.5. Контроль, анализ и регулирование маркетинговой деятельности
Главной задачей контроля является выявление способов повышения эффективности всей производственно-сбытовой и научно-технической деятельности предприятия-продавца. Контроль и анализ маркетинговой деятельности включают: наблюдение за реализацией продукции (контроль сбыта) и анализ возможностей сбыта, проверку прибыльности и анализ маркетинговых затрат. Кроме этих видов контроля, ведутся стратегический контроль и ревизия маркетинговой деятельности.
Контроль сбыта предполагает учет фактических продаж и их тенденций в сопоставлении с запланированными показателями, при этом используются данные статистики сбыта, полученные из счетов. Контролируются прежде всего общий объем реализации продукции и
ее динамика. По результатам крнтроля делаются выводы о нарушении ■-Ч- ' г1*~: ' »-■* ■'-*'• • ■
185
запланированного хода реализации и предлагаются мероприятия дл» регулирования маркетинговых планов.
Контроль прибыльности включает анализ маркетинговых затрат и соответственно рентабельности деятельности предприятия. Контроль прибыльности по каналам сбыта позволяет подсчитать полные издержки на производство и сбыт продукции и отдельно на ее сбыт. Определяются затраты на продажу товара по отдельным составляющим: реклама, упаковка, транспортировка, сбыт и др. Исчисляются затраты и определяются размеры прибыли и убытков отдельно по каждому сбытовому каналу.
Анализ маркетинговых затрат обычно осуществляется в три этапа:
• сравнение
поступлений от продаж и валютной прибыли с теку
щими статьями расходов;
• пересчет расходов по
функциям маркетинга, что позволяет
связать
текущие затраты с конкретной маркетинговой деятельностью;
• разбивка
функциональных расходов маркетинга по методам и
формам
реализации, сбытовым территориям, каналам сбыта, потреби
телям и
др. *
Стратегический контроль предназначается для инспектирования маркетинговой деятельности предприятия. Он может быть регулярным, периодическим или эпизодическим. С помощью стратегического контроля дается оценка выполнения основных задач маркетинговых операций, выявляются трудности и положительные перспективы в работе предприятия, даются рекомендации по содержанию последующих планов.
Ревизия маркетинга предусматривает сплошную проверку реализации всех функций (горизонтальная ревизия) или тщательный контроль по одной маркетинговой функции всей деятельности фирмы (вертикальная ревизия).
Маркетинговый контроль позволяет выявить положительные и отрицательные моменты в конкурентных возможностях предприятия и производить ритмичное регулирование (корректировку) маркетинговых программ и планов предпринимательской деятельности. Для этого маркетинговые мероприятия должны планироваться в ритме времени осуществления контроля. При оперативном планировании маркетинговой деятельности ведется ее оперативный контроль, который предполагает текущую проверку конкретных маркетинговых действий фирмы и позволяет производить текущую корректировку оперативных планов.
186
§ 11.6. Особенности управления маркетингом строительных предприятий
Маркетинг строительных организаций более разнообразен и сложен, чем маркетинг потребительских или промышленных товаров широкого назначения. Это обусловлено тем, что длительность жизненного цикла рыночной деятельности в производстве и продаже строительной продукции значительно больше, чем других товаров. Если жизненный цикл производства и продажи потребительских и промышленных товаров состоит из трех стадий: производство - рынок товара -покупатель, то в жизненном цикле строительной продукции таких стадий может быть пять: заказчик - проект - производитель - товар - покупатель. Покупателем строительной продукции может быть как сам заказчик, так и другие организации и частные лица.
Сложность маркетинга строительных предприятий заключается в том, что в длительном инвестиционном цикле приходится иметь дело с большими потребностями в разнообразных материалах, полуфабрикатах, конструкциях и строительной технике; кооперированием в производстве строительной продукции большого количества участников осуществления инвестиционного строительного проекта (ИСП). К тому же все участники проекта, в том числе заказчик, проектная и подрядная организации, могут привлекать к своей деятельности в составе ИСП посредников (кредиторов, консалтинговые учреждения, брокерские организации и т.п.), а в процессе реализации ИСП переплетаются специфические рыночные процедуры на всем протяжении его осуществления. Это обусловливает сложность выбора концепции, разработки проектно-сметной документации, определения цены продукции, а также реализации ИСП.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.