Подготовка строительных предприятий к инвестиционной деятельности, страница 3

Формы и методы конкурентной борьбы между предприятиями меняются в зависимости от степени развития рыночных отношений. Это могут быть методы достижения лучшего качества продукции и методы экономического подавления, когда цена строительства (договорная) объектов может быть снижена отдельными предприятиями, и др Конкуренция стимулирует внедрение более совершенной техники и технологии строительного производства, повышение надежности изделий и качества строительства. В условиях конкуренции используется государственное регулирование деятельности предприятий и их объединений (корпораций и др.) путем предоставления субсидий и льготных тарифов.

I

Конкурентоспособность - наличие у субъекта (предприятия) таких качеств, которые позволяют ему победить в соперничестве. На

172


 этого можно добиться при наличии лучшего предложения, чем у энкурента. Конкурентоспособность   предприятия непосредственно вязана с конкурентоспособностью товара (строительной продукции), эвар в условиях конкуренции должен обладать лучшим качеством по Сравнению с другими товарами, чтобы побеждать на рынке (см. гл. 11). Уровень конкурентоспособности предприятия определяет его |оходность, поэтому каждое предприятие, чтобы выжить в условиях рынка, должно стремиться к повышению этого уровня. Поскольку энкурентоспособность предприятия зависит от комплекса факторов, 1ияющих на его производственную деятельность, то повысить ее уро-ень можно путем воздействия на эти факторы. Исследования показы-эт, что наибольшее влияние на конкурентоспособность оказывают: финансовое состояние СиМП, связанное с наличием собственных зборотных средств; балансовая прибыль; квалификация рабочих; ^производительность труда; себестоимость СиМР. Последние два фактора во многом зависят от научного потенциала субъекта и активности во 'внедрении инноваций.

Путем проведения исследований корреляционно-регрессивным методом можно получить частные зависимости между уровнем конкурентоспособности и статистическими значениями величин каждого фактора за ряд лет, а с помощью многошагового регрессионного анализа- найти совокупное влияние всех факторов на уровень конкурен­тоспособности. Оценка конкурентоспособности строительного пред­приятия может производиться также путем анализа технических и экономических показателей с использованием индексного метода.

J                  "

кЛ    тп

где Ко - возможный показатель конкурентоспособности на строительстве планируемого объекта по сравнению с объектом, возводимым конкурент­ным предприятием; J- групповые индексы, соответственно: по норма­тивным (,/ ) и экономическим (У ) показателям (под индексом здесь понимается цифровой показатель, выражающий в процентах последо­вательные изменения нормативной базы, технических достижений, объектов производства, цен и т.п.); q- единичный показатель по i-му параметру; а - вес /'-го параметра; п ~ число параметров.

Получить достаточно полную информацию по интересующим вопросам можно, лишь имея продуманную концепцию сбора данных. В

173


этом случае необходима информация о потенциале предприятия, Д1 ствиях и намерениях конкурентов, развитии ситуации на рынке. ) этого в предпринимательской практике используются средства /i анализа, ориентированного на решение стратегических задач, наприм-анализ предприятий-конкурентов, анализ шансов риска участия в peaj! зации проекта и др., а также анализ потенциала мощности, фонл финансирования научных исследований, роста квалификации кадро! др. собственной организации с целью определения их соответств комплексу работ по проекту.

Для проведения анализа конкурирующих предприятий необходи.1 прежде всего определить круг этих предприятий и их способное-конкурировать. Для этого необходима информация о техничесю оснащении производства, финансовых возможностях, предприним тельской философии и др.

Оценить конкурентный статус предприятия можно по формуле:

СП    бо-ёк   S0'B0'

где Q, QQo-стратегические капиталовложения (инвестиции) действующие, критические и оптимальные. В их составе учитываются вложения в здания, сооружения, планирование, маркетинг, реклам> анализ рынков, а также в развитие потенциала предприятия (обучение кадров, приобретение техники, совершенствование технологии оргструктуры управления и т.д.); S ,Sбалльные оценки действующем и оптимальной стратегии развития; Вл, Во - текущий потенциал и необходимый для оптимальной стратегии (подсчитывается в баллах).

Определяя конкурентоспособность предприятия, необходимо учи­тывать, что в реализации проекта вместе с генподрядным предприятием участвуют специализированные субподрядные предприятия, облада­ющие своим статусом конкурентоспособности, поэтому оценка ком­плексной конкурентоспособности ксп) может быть определена по формуле

где К. - статистический показатель конкурентоспособности субпод­рядных предприятий; п - количество субподрядных предприятий; Ксп -статистический показатель конкурентоспособности генподрядчика. Важнейшим для предприятия в условиях конкуренции на рынках

174


Одряда является умение определять верхнюю и нижнюю границы уговорной цены. Проблема заключается в нахождении цены, которая ала бы ниже цен, предлагаемых конкурентами. Вероятность того, что ена, предложенная предприятием на торгах, окажется ниже цен знкурентов, рассчитывается (при независимых переменных) по фор-

i P (p.) - вероятность того, что цена p. (i= 1,2,..., m) меньше цены /-го 5нкурента (/ = 1,2, ..., п).

При подаче заявки на участие в конкурсе на получение подряда вероятную прибыль, получаемую при назначенной цене, можно Определить по формуле

где Щр) - ожидаемая прибыль при назначенной цене р. (р/ = \,2,...,т); Л"- затраты; Р - вероятность получения заказа при цене р..

Успех в конкурентной борьбе в немалой степени зависит от качества I построенных объектов и соответственно от системы управления качеством строительства.

И все же самым главным в конкурентоспособности строительного предприятия являются надежные партнерские отношения с заказчиком. В этом случае нередко отпадает необходимость проведения заказчиком конкурса на строительство объектов.

Глава 11. УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ § 11.1. Сущность и содержание маркетинговой деятельности