Разработка маркетинговых программ ведется в следующем порядке:
• определение цели и
задач предприятия, реальные сроки их
достижения;
• оценка показателей
деятельности и реальных сроков их дости
жения
путем предварительного анализа и прогноза;
• сравнение желаемых
показателей с наиболее реальными с учетом
тенденций
развития контролируемых рынков и действий предприятийконкурентов;
■: 181
• анализ основных
причин различии показателей, и составление
перечня
этих причин и действующих факторов;
• развитие и анализ
методов управления, способствующих сведе
нию к
минимуму разницы между желаемыми и реальными уровнями
развития;
• выбор порядка и
очередности принятия мер для достижения
желаемых результатов, а также установление возможных альтерна
тивных
мер, принимаемых в случае непредвиденной ситуации на рынке
или
неэффективности основных намеченных в программе мер;
• формулировка главных,
скорректированных на реальной основе,
целей
программы и перечисление конкретных мер управленческой
политики,
т. е. сведение воедино всех частей маркетинговой программы.
1 В процессе
разработки программы учитываются перспективы и
ограничения
в развитии рынка предприятия, действие прямых и
обратных
связей с рынком, необходимость приспособления к запросам
рынка, а
также возможность активного влияния на формирование и
расширение
рыночного спроса.
§ 11.4. Организация маркетинговой деятельности
К вопросам организации маркетинговой деятельности относятся: формирование сбытовой цены, упорядочение каналов для продвижения товаров к месту продажи, создание обстановки, стимулирующей спрос на товары, решение коммерческих вопросов между поставщиком и покупателем товара и в конечном счете успешное решение вопросов сбыта произведенной продукции.
Сбытовая сеть - это совокупность оптовых магазинов, складов промежуточного хранения, пунктов техобслуживания и др. К каналам товаропродвижения относятся: транспортировка, отгрузка, погрузка продукции. Коммерческие вопросы решаются при подготовке и проведении переговоров по сделкам купли и продажи.
Существует три основных способа сбыта товара: прямой - без посредников; косвенный, когда в организации сбыта участвуют независимые посредники, и смешанный, когда при сбыте в качестве посредников выступают организации со смешанным капиталом, в который включаются как средства предприятия-производителя продукции, так и других независимых организаций (компаний). При этом
182
отношения между производителем и сбытовыми организациями могут быть договорными (на основе контракта) и корпоративными, обусловленными структурой подчинения сбытовых организаций интересам и задачам предприятия-производителя. Выбор способа сбыта зависит от конкретных условий рынка продаж.
Стимулирование спроса на продажу осуществляется посредством развития коммуникационной деятельности.
Реклама занимает особое место в коммуникационной деятельности. Она призвана решать наиболее сложную и труднореализуемую в маркетинговой деятельности задачу - формировать и стимулировать спрос. Реклама - это средство убеждения покупателя в качестве товара или авторитете предприятия-изготовителя, это коммерческая пропаганда потребительских свойств товара и достоинств деятельности предприятия. Цель ее - подготовить активного потенциального покупателя к совершению покупок.
Финансовое стимулирование интенсифицирует сбыт. Оно проявляется в различных скидках с продажной цены. Действенным средством стимулирования является кредит. Он может быть беспроцентным в течение определенного времени. К этой форме стимулирования относятся кредитные карточки при компьютерных расчетах.
К средствам стимулирования относятся гарантии возврата денег за продукцию, если покупатель неудовлетворен ее качеством или потребительскими свойствами; премиальная продажа - вручение подарков за покупку дополнительного количества товара; применение упаковок, которые могут быть использованы как самостоятельные средства; техническое обслуживание (ТО) - предпродажное и послепродажное (гарантийное и послегарантийное), связанное с ремонтом; снабжение запасными частями; замена дефектных деталей и узлов на новые; проведение профилактических осмотров, испытаний, плановых ревизий и т. д.
Для организации ТО предприятия-производители продукции должны иметь специализированные пункты, станции ТО и ремонтные мастерские. ТО является важной составляющей конкурентоспособности. При ТО налаживаются прямые контакты с конечными потребителями продукции. ТО является источником получения информации для маркетинга, так как позволяет изучить требования и запросы потребителей. При ТО представители предприятия выезжают к потребителям в
183
случае получения претензий. •
Большое значение в стимулировании спроса имеют продажи товаров непосредственно на предприятии. Такая форма способствует налаживанию прямых контактов продавцов с «конечным» покупателем. В этом случае ведется индивидуальная работа торговых агентов и коммивояжеров с покупателями, что дает важную информацию по рынку.
На ярмарках и выставках рекламно-пропагандистская работа заключается в раздаче рекламной литературы, демонстрации рекламных фильмов и видеороликов, организации тематических конференций, пресс-конференций и семинаров, в раскладке на стендах каталогов, проспектов, буклетов, слайдов. На ярмарках и выставках ведутся переговоры с покупателями и подписываются контракты.
Повышению авторитета предприятия и доверия к нему способствуют стиль работы, основанный на фирменном этикете, использовании товарных знаков (марок). Основная задача фирменных знаков -сделать товары предприятия узнаваемыми.
Операции, выполняемые в сфере товаропродвижения на рынок, можно объединить в группы.
1. Операции во
взаимоотношениях с потребителями продукции:
исследование рынка и запросов покупателей, установление непосред
ственных
контактов, подготовка и заключение контрактов куплипродажи,
контроль за их исполнением, осуществление стимулирующей
политики
с продвижением товара.
2. Операции по
подготовке продукции к сбыту: доведение товара
до уровня
требований потребителей, сортировка и комплектование
товаров,
финансирование сбытовых операций, обслуживание проданной
продукции
и др.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.