Подготовка строительных предприятий к инвестиционной деятельности

Страницы работы

Содержание работы

Раздел IV. ПОДГОТОВКА СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ К ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 10. РЫНОК И ЕГО СВОЙСТВА
§ 10.1. Основы функционирования рынка                        ''

Рынок - сфера товарооборота, устанавливающая общественно необходимые затраты труда на производство товарной продукции. Рынок является наиболее распространенным и эффективным механизмом общественного разделения труда, обеспечения взаимодействия специализированных хозяйственных единиц, в том числе заказчиков, генподрядных и субподрядных предприятий, а также предприятий -производителей материально-технических ресурсов.

Рынок (в широком значении) - такая организация общественного производства, при которой производители продукции (товаров), ориентируясь на спрос покупателей, сами решают:

•  когда, в каком количестве и какую продукцию производить;

•  как эту продукцию произвести (из каких ресурсов и с помощью
■    какой технологии);

•  для какого потребителя производить продукцию.
Нормальное функционирование рынка может быть обеспечено,

если:

•  реализация товарно-рыночных отношений осуществляется на
основе персонифицированной собственности, когда производитель
товарной продукции является хозяином средств производства и свободно
распоряжается результатами своего труда;

•  создана свобода производственной и коммерческой деятельности
для всех участников общественного производства;

•  существует четко налаженная система кредитных и финансовых
отношений;

•  налицо умение производителей продукции организованно и
психологически верно встраиваться в рыночные отношения.

Рынок позволяет осуществить отбор наиболее эффективных техно­логий производства товаров и организационно-управленческих систем. | Такой отбор возможен лишь при существовании различных форм I

166                                                      I

i обственности. Наибольшее развитие должны получить акционерные предприятия. При этом принципиально важно не ограничивать круг акционеров работниками предприятия, выпускающего акции, и создать рынок ценных бумаг, т. е. разрешить повторный оборот акций.

По мере того как складываются рациональные производственные структуры в условиях усложнения хозяйственных связей, может возрасти необходимость децентрализации процесса принятия решений, особенно мри возможности принятия ошибочных решений.

Неотъемлемая часть рыночного хозяйства - конкуренция. Она порождает мощные мотивационные стимулы в хозяйственной деятель­ности предприятий (см. § 10.3).

В общественном производстве действуют различные виды рынков, классифицирующихся по различным признакам:

1)  по форме взаимоотношений - рынки продавца, покупателя и
промежуточных продаж;

2)  по виду инвестиций - рынки ссудного капитала и ценных бумаг;

3)  по виду продаваемых и покупаемых товаров - рынки потреби­
тельских товаров, товаров промышленного назначения (инвестици­
онных), труда.

К рынкам продавца относятся рынки, на которых спрос на товар превышает предложения, а рынками покупателей считаются рынки, на которых предложения производителей и продавцов товара превышают спрос на него по существующим ценам, в результате чего цены на товар снижаются.

Инвесторами могут быть государственные организации, предпри­ятия с различными формами собственности, банки, частные лица и иностранные компании. Они могут иметь собственные, заемные и другие привлеченные средства. В инвестиционной деятельности они могут ныступать в роли вкладчика на основе пая или кредита. Основными кредиторами являются банки и фондовые биржи. Они образуют рынок ссудного капитала, иначе называемый кредитно-финансовым. Условно itot рынок делится на денежный рынок и рынок капиталов. На первом производятся операции с краткосрочным кредитом, на втором формиру­ются спрос и предложения на средне- и долгосрочные кредиты.

К банкам капиталов относятся инвестиционные банки. Кредитно-финансовыми операциями также занимаются ипотечные и коммерческие оанки. Ипотечные банки могут совместно участвовать в строительстве и реконструкции жилых домов, а также принимать от предприян населения средства на депозиты. Коммерческие банки осуществл на договорных условиях кредитно-расчетное обслуживание пу совершения финансовых операций и оказывают посреднические ус; путем безналичных расчетов в аккредитивной или инкассовой фор

В первом случае ведется безналичный расчет между организация  ■ за выполненные работы (например, между генподрядчиком и субпод­рядчиком) и предоставленные услуги (например, за передачу в аренду средств механизации и др.). Во втором случае банки по поручению своих клиентов получают причитающиеся им суммы от других юридических лиц на основании расчетных документов и зачисляют их nilустановленном порядке на расчетный счет (депозит) получателя средств. I В этом случае, чтобы получить плату за услуги, их исполнитель обязан Щ представить в банк на инкассо платежное требование после акцептирования получателем услуг. Оплата ведется со счета получателя услуг. При отсутствии срока платежа и временном отсутствии средств у получателя услуг, акцептированные им платежные требования оплачи­ваются банком за счет ссуды. Величина платы за ссуду (кредит) зависит от величины, срока использования и годовой нормы платежа, а также от факторов экономической конъюнктуры (например, инфляционной обстановки). Все указанные положения фиксируются в договорах (контрактах), заключаемых в сферах действия финансово-кредитных рынков между займополучателями и кредиторами.

Основными рынками труда являются биржи труда, которые могут быть государственными, общественными, коммерческими и частными. Они осуществляют посредничество между работниками и представи­телями предприятий (организаций). Биржи упорядочивают наем работников предприятиями и таким образом сокращают время поиска работы. Они изучают спрос и предложение рабочей силы, занимаются профориентацией молодежи. Наем работников осуществляется также путем рекламирования наличных должностей на предприятиях (органи­зациях) по телерадиокоммуникационным каналам, в печати и стендовым способом (вывешивание плакатов на досках объявлений у предприятий и в местах массового движения людей).

Поиск рабочей силы в разных регионах ведется путем командиро­вания в них соответствующих агентов.

Рынки   промежуточных   продаж   представляют   собой

рвокупность лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям. На рынках промежуточных продаж участвуют организации (предприятия), занимающиеся оптовой и розничной торговлей, организации-посредники строительства, оказывающие различные услуги.

К рынкам промежуточных продаж относятся рынки инвестиционных товаров. Последние включают (рис. 10.1) рынки инвестиционного подряда, технологического и инженерного оборудования, строительных ресурсов, недвижимости.:

Рис. 10.1. Инфраструктура рынка инвестиционных товаров

Похожие материалы

Информация о работе