Маркетинг (от англ. market - рынок) - это рыночная концепция, не только направленная на изучение конъюнктуры конкретных запросов покупателей, но и ориентированная на производство необходимых товаров и предоставление услуг. Исходя из этой концепции предприятие, прежде чем производить или строить, должно тщательно изучить запросы конкретных потребителей и в соответствии с полученными данными усовершенствовать выпускаемую продукцию и технологию ее производства. Таким образом, маркетинг является научной и практической деятельностью по управлению одновременно производством и сбытом
175
продукции в зависимости от развития тенденции рынка и экономичесю конъюнктуры на нем.
Маркетинг - это система, направленная на производство товара для конкретного покупателя и организацию продаж товара, включая меры по стимулированию и рекламе.
При ориентации на маркетинг в структуре управления появилась должность маркетолога. Его обязанность - обеспечить бесперебойную, эффективную работу предприятия в условиях насыщенного товарами и услугами рынка. Маркетинг как концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью сложился в условиях научного прогресса в области информационного обеспечения и развития компьютерной техники.
К основным принципам маркетинга относятся:
• глубокие и всесторонние
научно-практические исследования
рынка, рыночной и общехозяйственной
конъюнктуры и производ
ственно-сбытовых возможностей
предприятия. Исследованию подлежат:
емкость рынка, система
ценообразования и ценовая динамика, потреби
тельские свойства товара, методы
работы предприятий-конкурентов,
стимулирование продаж и др.
Одновременно изучаются производ
ственно-сбытовые возможности своего
предприятия, его научнотехнический потенциал;
• сегментация рынка.
Она состоит в том, что в целях достижения
преимуществ
перед предприятиями-конкурентами и избежания
конфликтов,
а также обострения прямой конкурентной борьбы на рынке
предприятие
должно выявить для себя наиболее соответствующий
своему
профилю и возможностям сегмент рынка, т.е. конкретную группу
потребителей;
• гибкое реагирование
производства и сбыта на требования спроса,
которое
предполагает адаптивность и мобильность управления
производственно-сбытовой
деятельностью предприятия в зависимости
от
меняющихся требований рынка;
• инновация -
постоянное совершенствование технологии прои
зводства
товара и выбор новых направлений научно-исследовательских
и
конструкторских работ, формирование более совершенной структуры
управления
предприятием.
В маркетинговой деятельности на строительстве выступают три вида предприятий (организаций)- продавцы, покупатели и посредники.
176
Продавцами, как правило, являются промышленные и строительные предприятия, ведущие строительство зданий, предназначенных для продажи на рынке недвижимости. Покупатели - это все строительные организации, осуществляющие покупку материалов, изделий, конструкций и технического имущества на рынках промежуточных продаж. В качестве посредников на рынках выступают различные торговые организации - товарные и брокерские биржи, коммивояжерские организации и др. (см. гл. 16 и 17).
§ 11.2. Исследование рынка, его конъюнктуры и возможностей предприятия-продавца
Комплексные исследования рынка являются основой управления маркетингом, в том числе и разработки стратегической политики предприятия-продавца. Маркетинговые исследования рынка позволяют создать научно-практическую базу для разработки и принятия обоснованных управленческих решений, вместе с тем на их основе создаются соответствующие структуры подразделений предприятия.
В состав работы по исследованию рынка входят:
• изучение потребностей
рынка в товарах и требований к
потребительским
свойствам продукции, в том числе представлений
потребителей
о надлежащих характеристиках товара;
• определение уровня
конкурентоспособности выпускаемой про
дукции,
а также изучение экономической конъюнктуры рынка, степени
и условий рыночной конъюнктуры;
• анализ рыночной сегментации и выявление
сегментов рынка,
наиболее соответствующих профилю продукции,
производимой пред
приятием;
• изучение
предпринимательской структуры рынка, в первую
очередь
предприятий-конкурентов, проведение соответствующих
исследований
о степени их конкурентных преимуществ и слабостей;
• исследование форм и
методов сбыта принятых в торговой
практике
на данном рынке по данной продукции, в том числе способов
осуществления сделок купли-продажи, их форм, наличия организацийпосредникоз;
• изучение
социально-психологических особенностей покупате
лей, их
мотивации при покупках.
177
Исследование рынка призвано прежде всего выявить те свойств товара, которым потребитель отдает предпочтение. Конкурентосп собность товара - это совокупность его свойств и характеристш соответствующих услуг, отличающих этот товар от аналогов по степей] удовлетворения потребностей конечных покупателей.
Основной составляющей конкурентоспособности товара являете его качество, прежде всего технико-экономические показатели, эксплу) тационные характеристики, надежность и долговечность. В конкуре! тоспособности товара большое значение имеет коммерческая составл; ющая, она свидетельствует о качестве коммерческой работы.
Неотъемлемой частью маркетинговой работы является изучени экономической конъюнктуры, под которой понимается форма проявл ния на рынке факторов и условий воспроизводства в их постоянно! развитии и взаимодействии, выражающихся в определенной степен спроса, предложения и динамики цен.
Конъюнктурно-образующими факторами являются экономика, демография, социальные и природные условия. В крупных фирмах западных стран в структуре управления имеются собственные конъюнктурные службы.
В системе маркетинговой деятельности имеют значение товарная, ценовая, коммуникационная, сбытовая политика и политика стимулирования сбыта.
Товарная политика включает изучение мер по повышению конкурентоспособности выпускаемой предприятием продукции, прежде всего ее качественных характеристик, отвечающих запросам конечных потребителей и возможностям создания новых товаров.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.