1. Планирование производства и сбыта продукции на пищевом предприятии
Спрос
Для составления прогнозов сбыта на потребительские товары прежде всего определяют объем средств, затрачиваемых населением на данные виды продукции.
Особое внимание – ажиотажный спрос - ситуацию на потребительском рынке, связанную с лавинообразным нарастанием платежеспособного спроса, вызванного инфляцией, ростом цен, падением реальной стоимости национальной валюты и т. п. , вторичный спрос – а) спрос на какой-то товар, зависимый от спроса на другие товары; б) спрос на замену; сезонные изменения спроса; предпраздничный спрос на товары.
Спрос характеризуется:
- товарной структурой (совокупностью удельных весов отдельных товаров и товарных групп),
- временной структурой (время возникновения спроса - текущий и перспективный спрос).
Исходя из общего объема спроса данного вида продукции, определяется возможный объем реализации собственной продукции в плановом периоде. Такие расчеты производятся с учетом деятельности конкурентов.
Спрос = Емкость рынка - Эксплуатируемые мощности конкурентов по данной и аналогичной продукции – Импорт.
Изучение рынка ведется по следующим основным направлениям:
- выявление товаров, пользующихся наибольшим спросом, и возможностей их сбыта по регионам;
- потенциального спроса различных категорий покупателей и на новые виды продукции;
- учет сезонной потребности в некоторых видах товаров.
Изучение возможностей сбыта на товары производственного назначения ведется на основе исследования изменений в отраслевой структуре производства, состояния производства и направлений его развития в компаниях, являющихся потребителями их продукции. Важное значение для определения будущего спроса приобрело проведение компанией-поставщиком с компанией-потребителем совместных научных исследований в области изучения будущих потребностей в конкретных производственных материалах, средствах производства и т.д.
Так, основные задачи планирования сбыта – определение оптимального объема продукции (услуг), который может быть произведен и реализован в планируемом периоде, изыскание возможностей наиболее полного удовлетворения спроса на продукцию, эффективное использование производственных мощностей, основных фондов и др. ресурсов.
Состав плана производства и реализации:
- Производство и реализация продукции в натуральном и стоимостном выражении,
- Изменение остатков готовой нереализованной продукции,
- Баланс производственных мощностей и их использование.
Производственные мощности. Показатели
План производства – это ожидаемый объем производства в плановом периоде для удовлетворения требований сбыта. Состоит из:
1. Производственная программа
Производственная программа определяет количество предполагаемой к выпуску продукции в развернутом или укрупненном ассортименте в натуральном и денежном выражении с учетом изменений остатков незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки, а также готовой продукции на начало и конец планового периода.
При формировании проекта производственной программы большое значение имеет ее структура, т.е. состав и количественное соотношение различных видов одновременно изготовляемой продукции. Наилучшая – та, при которой достигается наивысший уровень удовлетворения потребностей потребителей в продукции фирмы, максимальная производительность труда и наименьшая себестоимость продукции.
2. Расчет использования производственной мощности
Производственная мощность (ПМ) предприятия, цеха – максимально возможный выпуск продукции в течение определенного периода времени (смены, года) при наиболее полном использовании всех технический средств, применении прогрессивных технологий, передовых методов организации труда и производства, в номенклатуре и ассортименте в соответствии с установленной программой производства.
Расчеты сводятся к определению необходимой ПМ на плановый объем производства продукции по основным видам технологического оборудования и площадей, и сопоставлению полученных данных с располагаемой ПМ.
ПМ определяется в тех же единицах, в которых планируется производство продукции, в отдельных случаях – в единицах перерабатываемого сырья. В первую очередь определяется сменная ПМ, для непрерывно работающих – суточная. Для определения годовой ПМ сменную умножают на годовой фонд рабочего времени в сменах. В расчетах ПМ всегда принимается максимально возможный фонд рабочего времени:
- Сменная ПМ при ведущем оборудовании непрерывного действия определяется так:
Мсм = К * П * Тэ, где К – количество установленного однотипного оборудования, П – техническая часовая производительность машины, Тэ – эффективный фонд времени за смену в часах.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.