29. Сущность, функции и методы планирования на пп. Планирование - это метод управления, процесс разработки плана предпринимательской деятельности фирмы: стратегии, тактики, ожидаемых результатов и расходов (затрат) для их достижения. Таким образом, планированием охватываются вопросы определения целей, стратегии и путей их достижения, научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), финансы, труд, производство продукции и его материальное обеспечение, продвижение продукции до покупателя и ее реализация.
Планирование базируется на ожидаемом будущем с учетом опыта в прошлом. Но даже знание рынка, путей продвижения товара и источников получения кредита не может обеспечить плану стабильный (жесткий, стохастический) характер. Непредвиденные экономические кризисы, забастовки, стихийные бедствия, политические потрясения, а особенно непредсказуемые действия конкурентов и т.п. делают план.
Все основные элементы, этапы, показатели, формулы расчетов, модели известны, что позволяет создать и обеспечить функционирование системы планирования фирмы, формализовать расчеты, разработать пакеты программ для высокопроизводительной вычислительной техники, в относительно короткий промежуток времени проработать несколько вариантов плана, вносить в них изменения в соответствии с меняющимися условиями и получать почти мгновенно откорректированные данные, эффективно контролировать выполнение планов и ход решения поставленных перед фирмой задач.
Смысл планировани не только получить ясное представление о будущем состоянии и направлениях хозяйственной и коммерческой деятельности фирмы с учетом ее реальных возможностей и динамично изменяющихся условий внешней среды, но и предусмотреть на основе соответствующих расчетов все факторы (с учетом их взаимосвязей), необходимые для осуществления предусмотренных в планах целей и задач.
Планирование деятельности осуществляется на долгосрочный (5-7 лет), текущий (месяц, квартал, год) и краткосрочный период (декада, неделя, день-оперативно-календарное планирование).
П-е, представляют собой, сложную высокоорганизованную систему, состоящую из основного и вспомогательного производств, хозяйственных и коммерческих служб, других подразделений, работающих по плану.План - заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.
Главная задача планирования состоит в том, чтобы, сообразуясь с действием экономических законов, обеспечить нормальное функционирование всей производственно-коммерческой системы предприятия и достижение тех целей и в такие сроки, которые стоят перед фирмой на данной ступени экономического развития.
Правильно составленные, научно обоснованные планы в значительной мере обусловливают высокие и устойчивые темпы развития предприятия. Но для их получения необходимо соблюдать соответствующие принципы.
Первый принцип - обеспечение единства политики и экономики фирмы. Политика фирмы в разнообразных сферах ее деятельности должна через планы воплощаться в экономике предприятия, его коммерческой, производственной, социальной и других сферах. Их Принцип демократический централизм в планировании, благодаря которому обеспечивается сочетание централизованного планирования с инициативой работников в деле повышения эффективности производства, путем изыскания и использования выявленных трудящимися резервов.
Принцип пропорциональности, предполагающий обеспечение эффективных пропорций между различными подразделениями, службами, видами оборудования и т.п
Принцип директивности планов означает обязательность их выполнения всеми подразделениями, службами предприятия и отдельными исполнителями. Планы имеют адресный характер, т.е. в них указывается, кто, что, когда и как должен сделать. Разработка стратегических, перспективных, текущих и оперативных планов предопределяет непрерывность плановой работы. Не менее важным является принцип адаптивности приспособления и изменения планов в соответствии с изменившимися условиями бизнеса в данной отрасли экономики.
Принцип научной обоснованности планов предполагает использование таких принципов, как: комплексность решаемых задач, системный подход при рассмотрении проблем развития фирмы, обеспечение экономической безопасности компании ввиду некоторой неопределенности исходных данных путем включения в планы обоснованных размеров резервов (“набавок безопасности”, “подушек” и т.п.), т.е. принцип “безопасности” и т.д.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.