В 1751 году А. Смит переехал в Глазго, чтобы занять там в университете место профессора на кафедре общественных наук. В Глазго он прожил 13 лет. В 1759 году А. Смит опубликовал свой первый научный труд — "Теорию нравственных чувств". Эта книга — этап становления философских и экономических идей ученого.
В 1765-1766 годах А. Смит находился в Париже, где часто бывал на собраниях физиократов у доктора Франсуа Кенэ.
Последующие 10 лет жизни английский экономист полностью посвятил написанию своего главного труда — "Исследования о природе и причинах происхождения богатства народов". Впервые эта работа, состоящая из пяти книг, вышла в свет в Лондоне в марте 1776 года. А. Смит умер в Эдинбурге в июле 1790 года на 68-м году жизни. Наибольшее влияние учение Адама Смита имело в Англии и Франции — странах, где промышленное развитие в конце XVIII начале XIX веков шло наиболее интенсивно.
В работе "Богатство народов" А. Смит изложил свою глубоко научную систему теоретических взглядов на сущность и причины экономического развития общества. Как подчеркивает известный исследователь в области истории экономической мысли М. Блауг, "во Введении, предваряющем книгу, Адам Смит объясняет, что главная тема его работы — экономическое развитие: силы, действующие долговременно и управляющие ростом богатства народов" [5, с. 32].
Всю работу А. Смита пронизывает идея о необходимости соблюдения принципа "laissez faire" ("пусть все идет как идет"), под которым понимается необходимость свободной конкуренции как непременного условия рационального распределения ресурсов и результатов производства, что в конечном итоге и служит основой роста общественного благосостояния. Для успешной реализации данного принципа, по мысли А. Смита, необходимо отменить все меры, ограничивающие мобильность рабочей силы; ввести полную свободу торговли землей; отменить остатки правительственной регламентации промышленности и внутренней торговли; ввести свободу внешней торговли.
С точки зрения поведения отдельного субъекта хозяйствования, реализация принципа "laissez faire" позволяет ему действовать, исходя из индивидуальных эгоистических побуждений. Такая позиция А. Смита во многом объясняется тем, что в XVIII веке интенсивно развиваются философские воззрения, анализирующие деятельность человека, движимого эгоизмом, индивидуализмом (Локк, Юм, Гельвеций). А. Смит дружил со многими философами, и их воззрения, бесспорно, оказали сильное влияние на его методологию. Он отмечает, что "человек постоянно нуждается в помощи своих ближних, и тщетно будет он ожидать ее лишь от их расположения. Он скорее достигнет своей цели, если обратится к их эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них. Всякий, предлагающий другому сделку какого-либо рода, предлагает сделать именно это. Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно, — таков смысл всякого подобного предложения... Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов" [2, с. 91].
В своей эгоистической повседневной деятельности люди направляются, по мысли автора "Богатства народов", некоей "невидимой рукой", под которой понимается действие объективных экономических законов. Как отмечает М. Блауг, "стремясь только к собственному благу, люди направляются "невидимой рукой" к более высоким целям общества... Но "очевидная и простая система естественной свободы", которая предположительно должна уравновешивать частные интересы и экономическую эффективность, при ближайшем рассмотрении оказывается идентичной понятию конкуренции; "невидимая рука" есть не что иное, как автоматический равновесный механизм конкурентного рынка" [5, с. 51].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.