- при варьировании напряжения обмотки возбуждения изменяется магнитный поток, при этом гистерезисом кривой намагничивания мы пренебрегаем, а саму кривую будем аппроксимировать кусочно-линейно.
- трениями на валу машины будем пренебрегать, а если будем учитывать, то считать их сухими трениями.
![]() |
![]() |
Лекция от 15.03.00 (Беляк)
В соответствии со схемами опишем работу цепей:
1) цепь возбуждения:
-
падение напряжения на активном сопротивлении цепи
-
падение напряжения на реактивном сопротивлении цепи (при переменном токе)
-
ЭДС якоря, возникшая при движении машины
-
скорость вращения
-
конструктивная постоянная
Уравнение равновесия для ротора (для момента)
-электромеханический
момент
-
момент инерции ротора машины
-момент
трения
-электромагнитный
момент
-конструктивная
константа
Описываем эту характеристику (сухое трение)
Все уравнения объединяются в систему уравнений (1), описывают функционирование объекта при принятых допущениях и по существу является его математической моделью при работе с ненасыщенной магнитной цепью.
В общем случае переменные в уравнении системы (1) являются функциями времени. В статических режимах работы они будут константами.
Из уравнения Uя выразим ЭДС:
Раскроем Ея и выделим в левой части уравнения скорость:
(2) – уравнение электромеханической характеристики двигателя.
В статических режимах работы
Из выразим
:
В соответствии с этими уравнениями могут быть построены статические характеристики машины, которые будут отображать её свойства в статических режимах функционирования при принятых нами допущениях.
1. Электромеханическая (скоростная характеристика)
Уравнения (2) и (3)
-
скорость , при Мэм =0 (идеальный холостой ход машины)
-
просадка скорости под действием момента
На практике строят характеристику
исходя из значений и
Если используем номинальное
напряжение на зажимах, то получаем естественную характеристику. У машины 2
естественные характеристики и
Искусственные характеристики:
1. при
пониженном напряжении не якоре
2. при пониженном напряжении на обмотке возбуждения (при пониженном потоке)
Механическая характеристика:
рис.3
при пониженном потоке: увеличивается
в 2 раза, Мкр уменьшается в 2 раза
3. при добавочном сопротивлении в цепи якоря
при паспортных данных машины:
дано: Nн, nн, Iян, Uвозб(Uя), rя, h, Jp, Мст
Возьмём уравнение (2) при номинальном значении параметров:
Решим это уравнение относительно :
-
конструктивная постоянная
Для решения этого уравнения нужно
перевести nн в .
-
в системе СИ
Регулировочные характеристики:
1. регулировочные при управлении по цепи якоря – среди них выделяют:
- основные характеристики – снимаются на холостом ходу машины при отсутствии добавочных сопротивлений и номинальном напряжении
1 – основная, Мf=0
2 – Мf=const
3 – зона нечувствительности,
4 – Mf=const, Rдобавоч.>0
5 – Ф<Фномин
Достоинства:
- характеристики близки к линейным
Недостатки:
- есть зона нечувствительности
- управление по силовой (сильноточной, мощной) цепи
2. регулировочные характеристики при управлении по цепи возбуждения
Рис. 5
Так как кривая намагничивания нелинейная, то на этой плоскости выделим 2 участка:
1. магнитная цепь машины ненасыщенна (участок А на графике)
2. магнитная цепь насыщена (участок Б)
На участке А:
,
подставив это в уравнение (3), получим квадратичную зависимость (т.е. параболу)
При большом моменте вершина параболы «сползет» вниз вправо
Как работают допущения?
Многие машины не имеют компенсационной обмотки (некомпенсированные). Для этих машин уравнениями (2) и (3) можно пользоваться при потоках машины, близких к насыщению, т.е. при номинальном потоке, который составляет »0,9 от потока насыщения. При пониженном потоке машины погрешности при построении статических характеристик могут быть значительными.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.