Грамматика и понимание содержания текста. Порядок слов в предложении. Обратный порядок слов в английском предложении

Страницы работы

35 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ГРАММАТИКА  И  ПОНИМАНИЕ  СОДЕРЖАНИЯ  ТЕКСТА

Мы начинаем краткий курс грамматики английского языка, который носит обзорный характер и не претендует на полноту освещения всех грамматических явлений. Основанный на уже имеющихся знаниях, приобретенных за годы учебы в средней и высшей школе, этот курс ставит своей целью, по возможности, показать системный характер грамматических явлений, его универсальность при подходе к рассмотрению содержания текста. Такой курс не может не учитывать и грамматические особенности, присущие подъязыкам медицины и фармации, а также научный склад мышления его слушателей (аспирантов и соискателей).

Чтобы пояснить роль грамматики в выработке языковой компетенции, рассмотрим предложение, приводимое известным русским филологом, академиком Л. Щербой:  Глокая куздра штеко бокланула куздра и боклачит куздрёнка.

Несмотря на то, что в русском языке не существует приведенных слов, вы легко сможете ответить на следующие вопросы:

1)  О чем (ком) говорится в предложении ?

2)  Как характеризуется деятель ?

3)  Какое действие (действия) производит (производил, будет производить) деятель ?

4)  Как характеризуются действия ?

5)  Над чем (кем) совершается (совершалось, будет совершаться) действие ?

6)  Какие отношения существуют между деятелем и двумя объектами действия ?

Обобщив содержание этого предложения, можно передать его следующим образом: 

Некая особа женского пола определенным образом совершила действие по отношению к подобной особе мужского пола и совершает это же действие по отношению к своему маленькому отпрыску.

Что же позволяет нам, не зная ни одного слова, судить о содержании предложения ?  Несомненно, ведущую роль здесь играло наличие в нашем сознании некой грамматической системы родного языка.

Этот процесс можно сравнить с осознанием содержания любого предложения иностранного языка, если нам известна его грамматическая система, а словарный запас весьма ограничен.

ПОРЯДОК  СЛОВ  В  ПРЕДЛОЖЕНИИ

Известно, что английский язык (по сравнению с русским) имеет ограниченный набор изменяющихся словоформ, которые позволяли бы выявлять отношения между отдельными словами в предложении. Действительно, если сравнить 2 предложения:  Джон ударил Билла    и    Билла ударил Джон, то принципиальной разницы в ситуациях вы не обнаружите. Что же происходит, если вы поступили аналогично с английским предложением  John  kicked  Bill ?  При изменении порядка слов (Bill kicked John) ситуация меняется кардинальным образом. Отсюда следует, что фиксированный (твердый) порядок слов в английском предложении играет чрезвычайно важную роль.

В английском языке различают прямой и обратный порядок слов:  при прямом порядке слов подлежащее стоит перед сказуемым (основная масса повествовательных предложений), при обратном порядке слов сказуемое (или его часть) стоит перед подлежащим (большинство вопросительных предложений).

Прямой порядок слов в предложении

0

I

II

III

IV

группа обстоятель-ства

группа подлежа-щего

группа сказуемого

группа дополнения: а) прямое б) косвенное

группа обстоятель-ства

Примечания: 

1.  Обязательными членами предложения являются только группа подлежащего и группа сказуемого (I,  II),  без них, как правило, не существует и предложения. Вычленение элементарных предложений в составе сложного происходит именно по этому признаку (наличие подлежащего и сказуемого).

2.  Члены предложения, заключенные в пунктирные рамки, не являются обязательными: их присутствие обусловлено ситуацией.

3.  Группа обстоятельства может стоять либо в начале предложения (0  место), либо в конце предложения (IV  место), либо вообще отсутствовать.

4.  В группе дополнения представляется важным выделять прямое дополнение, т.е. существительное (местоимение) без предлога, стоящее не на первом месте. Нахождение прямого дополнения часто помогает определить сказуемое в предложении, так как слово, стоящее непосредственно перед прямым дополнением, и является сказуемым. Сравните:  The building houses 2 shops. The soldiers bridge theriver in several places, где подчеркнутые слова являются прямыми дополнениями, а следовательно, слова houses  и  bridge  представляют собой сказуемые, а следовательно, являются глаголами, и в словаре значения этих слов следует искать с пометкой  v.  Наличие или отсутствие дополнения обусловлено лексическим значением глагола-сказуемого.

5.  Каждый член предложения может иметь зависимые от него слова, образуя группу. Распространение членов предложения можно проиллюстрировать рядом предложений:

1.  This student is taking notes of … .

2.  This diligent student is taking notes of …

3.  This student from group 5 is taking notes of … .

Похожие материалы

Информация о работе