ГРАММАТИКА И ПОНИМАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА
Мы начинаем краткий курс грамматики английского языка, который носит обзорный характер и не претендует на полноту освещения всех грамматических явлений. Основанный на уже имеющихся знаниях, приобретенных за годы учебы в средней и высшей школе, этот курс ставит своей целью, по возможности, показать системный характер грамматических явлений, его универсальность при подходе к рассмотрению содержания текста. Такой курс не может не учитывать и грамматические особенности, присущие подъязыкам медицины и фармации, а также научный склад мышления его слушателей (аспирантов и соискателей).
Чтобы пояснить роль грамматики в выработке языковой компетенции, рассмотрим предложение, приводимое известным русским филологом, академиком Л. Щербой: Глокая куздра штеко бокланула куздра и боклачит куздрёнка.
Несмотря на то, что в русском языке не существует приведенных слов, вы легко сможете ответить на следующие вопросы:
1) О чем (ком) говорится в предложении ?
2) Как характеризуется деятель ?
3) Какое действие (действия) производит (производил, будет производить) деятель ?
4) Как характеризуются действия ?
5) Над чем (кем) совершается (совершалось, будет совершаться) действие ?
6) Какие отношения существуют между деятелем и двумя объектами действия ?
Обобщив содержание этого предложения, можно передать его следующим образом:
Некая особа женского пола определенным образом совершила действие по отношению к подобной особе мужского пола и совершает это же действие по отношению к своему маленькому отпрыску.
Что же позволяет нам, не зная ни одного слова, судить о содержании предложения ? Несомненно, ведущую роль здесь играло наличие в нашем сознании некой грамматической системы родного языка.
Этот процесс можно сравнить с осознанием содержания любого предложения иностранного языка, если нам известна его грамматическая система, а словарный запас весьма ограничен.
ПОРЯДОК СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Известно, что английский язык (по сравнению с русским) имеет ограниченный набор изменяющихся словоформ, которые позволяли бы выявлять отношения между отдельными словами в предложении. Действительно, если сравнить 2 предложения: Джон ударил Билла и Билла ударил Джон, то принципиальной разницы в ситуациях вы не обнаружите. Что же происходит, если вы поступили аналогично с английским предложением John kicked Bill ? При изменении порядка слов (Bill kicked John) ситуация меняется кардинальным образом. Отсюда следует, что фиксированный (твердый) порядок слов в английском предложении играет чрезвычайно важную роль.
В английском языке различают прямой и обратный порядок слов: при прямом порядке слов подлежащее стоит перед сказуемым (основная масса повествовательных предложений), при обратном порядке слов сказуемое (или его часть) стоит перед подлежащим (большинство вопросительных предложений).
0 |
I |
II |
III |
IV |
||||
группа обстоятель-ства |
группа подлежа-щего |
группа сказуемого |
группа дополнения: а) прямое б) косвенное |
группа обстоятель-ства |
Примечания:
1. Обязательными членами предложения являются только группа подлежащего и группа сказуемого (I, II), без них, как правило, не существует и предложения. Вычленение элементарных предложений в составе сложного происходит именно по этому признаку (наличие подлежащего и сказуемого).
2. Члены предложения, заключенные в пунктирные рамки, не являются обязательными: их присутствие обусловлено ситуацией.
3. Группа обстоятельства может стоять либо в начале предложения (0 место), либо в конце предложения (IV место), либо вообще отсутствовать.
4. В группе дополнения представляется важным выделять прямое дополнение, т.е. существительное (местоимение) без предлога, стоящее не на первом месте. Нахождение прямого дополнения часто помогает определить сказуемое в предложении, так как слово, стоящее непосредственно перед прямым дополнением, и является сказуемым. Сравните: The building houses 2 shops. The soldiers bridge theriver in several places, где подчеркнутые слова являются прямыми дополнениями, а следовательно, слова houses и bridge представляют собой сказуемые, а следовательно, являются глаголами, и в словаре значения этих слов следует искать с пометкой v. Наличие или отсутствие дополнения обусловлено лексическим значением глагола-сказуемого.
5. Каждый член предложения может иметь зависимые от него слова, образуя группу. Распространение членов предложения можно проиллюстрировать рядом предложений:
1. This student is taking notes of … .
2. This diligent student is taking notes of …
3. This student from group 5 is taking notes of … .
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.