Для выявления уровня доходов потребителей был задан структурированный закрытый вопрос, позволивший разделить респондентов на 5 групп по уровню дохода. К группе с низким уровнем дохода были отнесены респонденты семейный бюджет, которых позволяет покупать лишь основные продукты питания и оплачивать коммунальные платежи. Таких потребителей в выборке оказалось 25,8%. В группу с доходом ниже среднего вошли респонденты семейный доход, которых позволяет покупать любые продукты питания, оплачивать коммунальные платежи, но приобретать непродовольственные товары для них затруднительно. Их удельный вес в выборке составил 28,9%. Потребители, имеющие средний уровень дохода имеют финансовые ресурсы для совершения любых текущих покупок и товаров длительного пользования. Они составляют 21,5% выборки. Респонденты с доходом выше среднего имеют достаточно денежных средств на совершение любых текущих покупок, товаров длительного пользования и организацию досуга. В выборке их 18,4 %. Высокодоходные потребители помимо оплаты текущих покупок, товаров длительного пользования, организации досуга могут делать сбережения. На долю этих респондентов в выборке приходится лишь 5,4%. По показателям дохода сформированная выборка полностью соответствует целям исследования (Рис. 1.2).
В выборку вошли представители разных профессий и сфер деятельности: домохозяйки (33,5%), студенты (18,4% выборки), специалисты в какой-либо области (16,9%), пенсионеры (13,3%), торговые работники (13,2%), предприниматели и менеджеры разных уровней (11,6%), технические и квалифицированные работники (8,6%), и служащие (8,3%), а так же, и временно неработающие (1,8%), другим родом занятий занято 3,7% выборки. Таким образом, выборка разнообразна по роду занятий респондентов и в значительной степени отражает многообразие профессий и видов деятельности генеральной совокупности (Рис. 1.3).
Структура выборки по уровню доходов
Рисунок 1.2
Структура выборки по роду занятий
Рисунок 1.3
В соответствии со статистическими данными покупки различных товаров чаще делают женщины. Они так же лучше ориентируются в качественных характеристиках товаров, ценах, различных торговых марках. В связи с этим в выборке 54,5% составляют женщины и 45,5% мужчины (Рис. 1.4). Кроме того, распределение респондентов по полу соответствует распределению в генеральной совокупности.
Таким образом, сформированная выборка является репрезентативной, достаточной по объему, соответствует цели исследования.
Структура выборки по половой принадлежности
Рисунок 1.4
В процессе проведения исследования было опрошено 539 респондентов. Сводные данные по результатам опроса представлены в Приложении 2 (электронный вариант).
В настоящее время потребитель становится все более требовательным к качеству товаров, предлагаемых на Приморском рынке.
Одной из важнейших характеристик товаров, определяющих выбор покупателя, является торговая марка. Именно торговая марка обеспечивает определенные преимущества для клиента. В частности товар, имеющий известную марку, обычно отличается более высоким качеством, существуют гарантии возврата некачественного товара, есть возможность контролировать уровень цен на него, владение таким товаром подчеркивает статус покупателя.
В процессе проведения исследований мы разделили потребителей на группы, в зависимости от того, какое значение для потребителей имеет наличие торговой марки на упаковке (Рис. 2.1). Значительная часть потребителей, 40,5% выборки, всегда обращает внимание на указание торговой марки на упаковке товаров, а 37,3% - интересуются наличием торговой марки в некоторых случаях. 9,6% очень редко обращают внимание на наличие торговой марки. Для 9,1% потребителей наличие торговой марки не является решающим фактором при выборе товаров. Только 3,5% потребителей вообще не обращают внимания на торговую марку, так как считают ее не определяющим фактором при выборе товара.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.