Таким образом, отсутствие конденсатора в КТСЗ увеличивает скорость исчезновения магнитного потока в катушке зажигания и увеличивает индуцируемое вторичное напряжение U2макс по сравнению с КБСЗ. Наряду с этим, значительное увеличение первичного тока позволяет в КТСЗ уменьшить индуктивность первичной обмотки при сохранении и даже при некотором увеличении энергетического баланса катушки зажигания. Тогда при увеличении числа оборотов коленчатого вала ДВС вторичное напряжение снижается в КТСЗ значительно меньше, чем в КБСЗ [13, 19, 22, 29].
В качестве примера рассмотрим КТСЗ, собранную на базе транзисторного компаратора ТК – 102 (рис. 9.3). Для уменьшения ЭДС самоиндукции в первичной цепи применяется специальная катушка зажигания типа Б 114 с малым числом витков W1 и большим коэффициентом трансформации. Стабилитрон VД1 имеет напряжение стабилизации порядка 80В. Резисторы R1, R2 изготовлены из проволоки высокого сопротивления (константан, нихром) и рассчитаны на ток 1А. Проволочные резисторы R3, R4 рассчитаны на ток величиной 8А. На плате, выполненной печатным способом, установлены стабилитрон VД1 и резисторы R1, R2 (рис.9.3). Эта система устраняет три основных недостатка КБСЗ (см. тему №8).
Высокая скорость нарастания напряжения в обмотках катушки зажигания КТСЗ обеспечивает более уверенное искрообразование даже при загрязненных свечах. Повышение выходного напряжения примерно в 1,3 раза по сравнению с КБСЗ позволяет увеличить искровой промежуток между электродами свечи зажигания до 0,7 – 0,8 мм. Это улучшает воспламенение горючей смеси в цилиндрах ДВС и приводит к более полному ее сгоранию.
Недостатки КТСЗ: потребляет относительно большую мощность от источников питания; требуется специальная катушка, которая не свободна от негативного влияния шунтирующих нагрузок R2 и С2 во вторичной цепи; рабочий диапазон температур ограничен и составляет от - 40 до + 60°С; для исключения перегрева электронных приборов блок КТСЗ устанавливается в салоне ТТМ [19, 22, 24, 28].
9.4. Бесконтактные электронные системы зажигания
Принципиальная схема бесконтактной транзисторной системы зажигания с магнитоэлектрическим датчиком (БТСЗ с МЭД) представлена на рис.9.4. При замкнутых контактах включателя S1 зажигания и при неподвижном роторе датчика G ток в управляющей цепи база-эмиттер транзистора VT1 отсутствует. Транзистор VT1 находится в состоянии отсечки. Высокое напряжение на коллекторе транзистора VT1 способствует переводу в состояние насыщения транзистора VT2, а затем и выходного коммутирующего транзистора VT3 через открытый эмиттер-коллекторный переход транзистора VT3 в первичную обмотку W1 катушки зажигания L поступает ток и в ее магнитном поле начинается процесс накопления энергии.
Рис. 9.4 – Принципиальная схема батарейно-транзисторной системы зажигания с магнитоэлектрическим датчиком:
GB – АКБ; G – датчик; S1 – контакты замка зажигания; VД1 – диод; R1, R2, R3, R4 – резисторы; VТ1, VТ2, VТ3 – транзисторы типа «P-N-P»; L – катушка зажигания (W1, W2 – обмотки); Р – распределитель; СВ – свечи зажигания
При вращении ротора МЭД положительная полуволна напряжения, генерируемая датчиком, переводит транзистор VT1 в состояние насыщения. Переход «база-эмиттер» транзистора VT2 шунтируется эммитер-коллекторным переходом транзистора VT1, поэтому транзисторы VT2 и VT1 лавинообразно закрываются.
Сила тока в первичной обмотке W1 катушки зажигания L резко уменьшается, а во вторичной обмотке W2 возникает высоковольтный импульс вторичного напряжения, который распределителем Р подается к соответствующей свече зажигания СВ.
Предлагаемая схема электронной приставки (рис. 9.5) предназначена для дополнительной установки на машине с КБСЗ с целью устранения принципиальных недостатков. Новая электронная приставка по существу преобразует исходную систему зажигания (КБСЗ) в КТСЗ.
При подключении электронной приставки изменяются характеристики, устраняя часть недостатков КБСЗ. Данный факт подтверждается следующими показателями:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.