В случае, когда температура изолятора выше 950°С, возникает калильное зажигание. При этом рабочая смесь воспламеняется от соприкосновения с раскаленным центральным электродом и с другими элементами. Перегреваемая свеча быстро выходит из строя, вызывая отказ работы ДВС.
На рис. 10.3. приведены зависимости температуры теплового изолятора свечи от нагрузки двигателя для «горячей», «холодной» свечи и свечи «термоэластик». Свеча «термоэластик» - свеча широкого температурного диапазона.
Рис. 10.3. Зависимость температуры теплового изолятора свечи от нагрузки ДВС:
1 - «горячая» свеча; 2 - «холодная» свеча; 3 - свеча «термоэластик».
Зоны температур: А - самоочищения электродов;В - интенсивного нагарообразования; С - перегрева изолятора; Д - калильного зажигания
10.3. Маркировка
Маркировка свечей зажигания, выпускаемых отечественной промышленностью, включает [3, 11, 18. 22. 28]:
1. Обозначение резьбы на корпусе свечи:
А – М 14 х 1,25 или М – М 18 х 1,5.
2. Калильное число свечи (тепловая характеристика)- 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26.
3. Обозначение длины резьбовой части корпуса:
Н - 11 мм; Д - 19 мм; если длина резьбовой части корпуса не обозначена, то она равна 12 мм.
4. Обозначение выступания теплового конуса изолятора за торец корпуса:
В - тепловой конус выступает за пределы корпуса свечи;
отсутствие выступания - не обозначается.
5.Обозначение герметизации в соединении «изолятор - центральный электрод»:
Т - герметизация выполнена с использованием термоцемента;
герметизация соединения «изолятор - центральный электрод» иным
герметиком - не обозначается.
6. Обозначение подавителя радиопомех:
Р – наличие в свече резистора - подавителя радиопомех.
Дополнительная запись может быть выполнена последующим обозначениями после дефиса, например, 17 ДВР – 10.Цифра 10 (после дефиса) указывает на использование специального типа изолятора, на увеличение толщины бокового электрода и введение антикоррозийного покрытия корпуса, которое повышает надежность работы свечи (при высоких напряжениях) и увеличивает ее долговечность. Через дефис может указываться также порядковый номер варианта разработки конструкции свечи и др. [12, 22, 25].
Пример обозначения отечественной свечи для автомобиля ВАЗ - А 17 ДВРМ:
где А – резьба М 14 х 1,25; 17 – калильное число; Д – соответствует длине резьбы на корпусе свечи в 19 мм; В – означает, что тепловой конус изолятора выступает за пределы корпуса свечи; Р – устанавливает наличие помехоподавительного резистора; М – указывает, что центральный электрод имеет медный сердечник.
Аналогичное обозначение имеют свечи фирмы «Bosch». Первая буква в их обозначении W соответствует отечественной А, D соответствует М, далее может идти буква, обозначающая исполнение свечи (R - со встроенным резистором), последующая цифра характеризует тепловые характеристики (чем меньше цифра, тем свеча «холоднее»). Затем приведено буквенное обозначение длины резьбы свечи (D соответствует 19 мм). Последующее буквенное обозначение ― число боковых электродов, если их больше одного (D - два, Т - три, Q - четыре). Исполнение центрального электрода на свече фирмы «Bosch»: С - медь, Р - платина, S - серебро.
Кроме этого, в маркировке могут быть указаны исполнения свечей, например, климатическое, У - умеренный климат эксплуатации и другие.
Маркировка свечей зажигания иностранных производителей отличается от отечественных. Между ними существует взаимозаменяемость (материалы по данному разделу темы приведены в приложении Б, табл. Б 2) [3,18,21,22,25].
10.4. Диагностика ДВС по состоянию свечи зажигания
Состояние рабочей свечи зажигания (внешний вид, окраска, напыление, нагар, температура и др.) является «зеркалом» работы самого ДВС. Опытный специалист по состоянию свечи может дать достаточно полную характеристику технического состояния бензинового ДВС. Ниже приведен ряд примеров, связанных с внешним видом свечи, возможных причинах отказов искрообразования и их устранения [3, 12, 15, 20, 22].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.