Ремонтная база железнодорожного транспорта и транспортного строительства. Система планово-предупредительного ремонта транспортных и технологических машин, страница 4

Другой отличительной особенностью ремонтных предприятий второй группы является наличие в составе производственной программы работ по выпуску продукции по заказам предприятия строительной отрасли или железнодорожного транспорта. К числу работ дополнительной программы можно отнести: изготовление инструмента для путевых работ, опалубки для строительно-монтажных организаций, дорожных знаков и другой продукции. Соответственно также предприятия имеют более развитую структуру по обработке металлов, способную выполнять кузнечные, сварочные, термические и слесарно-механические работы.

В составе центральных ремонтных мастерских можно встретить, как самостоятельные структурные подразделения, передвижные ремонтные мастерские. Такие мастерские, укомплектованные необходимыми диагностическими приборами, ремонтными средствами и квалифицированным персоналом способны проводить на высоком уровне техническое обслуживание машин на месте эксплуатации: на трассе, на строительстве мостов и других инженерных сооружений.

Ремонтно-механические заводы образуют третью группу ремонтных предприятий. Они представляют собой крупные промышленные предприятия и предназначены для проведения капитальных ремонтов полнокомплектных машин или агрегатов.

Если предприятие проектируется для полнокомплектного ремонта машин одного типа-размера (автомобилей типа КамАЗ, экскаваторы с гидроприводом, тракторы и т.д.) то такие предприятия относятся к подгруппе специализированных ремонтных заводов. Наряду с такими ремонтными предприятиями существуют заводы с многомарочной программой ремонта, они образуют подгруппу универсальных ремонтно-механических заводов.

Специализация ремонтных предприятий предполагает и глубокую кооперацию их. В этом случае ряд ремонтных заводов образуют производственное объединение. Каждый завод такого производственного объединения является специализированным предприятием по ремонту агрегата или группы агрегатов: предприятие по ремонту ведущих мостов и коробок передач; специализированное предприятие по ремонту двигателей; то же по ремонту карданных валов и т.д. Головное предприятие такого объединения осуществляет полнокомплектный ремонт машин на базе готовых агрегатов.

Рассмотренная схема специализации и кооперирования, при определенных условиях, может быть реализована в рамках отдельного ремонтного предприятия. В этом случае объектами специализации будут являться крупные производственные подразделения завода-цехи. Такой тип специализации отдельных предприятий или цехов называется предметной специализацией. Можно указать и на другие типы специализации: технологическая подетальная специализация цехов и предприятий. Специализация и кооперирование ремонтных предприятий может дать существенный экономический эффект за счет повышения производительности труда на базе применения высоких технологий и эффективного использования производственных фондов, табл. 1.

Таблица 1

Основные факторы повышения эффективности капитального

ремонта строительных машин

Показатели

Повышение показателей эффективности в %

к базовым показателям для факторов:

Кооперация ремонтных производств

Специализация ремонтных предприятий

Концентрация производства

Внедрение агрегатного метода ремонта

1.Удельные капитальные вложения

6¸8

---

12 ¸ 15

---

2.Себестоимость ремонта

3¸4

10¸15

8¸12

5¸10

3.Трудоемкость.

---

25¸35

20¸25

40¸50

4.Сроки ремонта

---

25¸50

10¸15

50¸60

Из табл. 1 видно, что среди факторов повышения эффективности ремонтного производства заметно влияние концентрации производства. Поэтому программа специализированных ремонтных предприятий по ремонту агрегатов в современных проектах достигает 10, 20 и более тысяч единиц.