Туризм и санаторно-курортное лечение. Практическое применение законодательства о туризме. Правовой практикум для турфирм, страница 8

Новым можно назвать включение в Положениях в перечень документов, необходимых для получения лицензии таких документов, как копий документов, подтверждающих имущественное право соискателя лицензии на все помещения, используемые для осуществления лицензируемого вида деятельности, копий документов, подтверждающих, что используемые соискателем лицензии помещения не относятся к жилому фонду для туроператоров и турагентов, копий сертификата соответствия туристских услуг требованиям безопасности, и для туроператоров кроме того - копии заключения органов Госсанэпиднадзора о соответствии видов деятельности и услуг санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам, от этих же органов справок о прохождении обучения или ежегодной переаттестации менеджеров, осуществляющих непосредственную работу с туристами по профилактике завоза особо опасных инфекций и предупреждения заражения инфекционными заболеваниями, копии заключения органов государственной противопожарной службы о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности; копию документа, гарантирующего (обеспечивающего) возмещение убытков, возникновение которых возможно вследствие ненадлежащего исполнения или неисполнения соискателем лицензии его обязательств перед туристами.

Если наличие всех этих документов ещё можно как-то объяснить, то последний документ из этого перечня, а именно, документ, гарантирующий возмещение убытков туристам, пока объяснить сложно в виду отсутствия такового объяснения в самом Положении. Остаётся только догадываться, что документ этот должен подтверждать наличие у туристической фирмы каких-либо денежных средств на счетах в банках. Несмотря на подтверждение таким документом гарантированности надёжности фирмы для туриста, представляется, что представление этого документа вызовет определённые сложности как у самих турфирм, так и лицензирующих органов.

К этому остаётся добавить, то подобная законодательная практика, обязывающая туристические фирмы иметь на счетах достаточно крупные суммы для того, чтобы заниматься туристической деятельностью. Вероятно, что введение подобного ограничения в сфере занятия туроператорской деятельностью существенно ограничит в этом интерес небольших фирм, и выдвинет на роль монополистов этого вида услуг крупные фирмы, имеющие на счетах достаточно крупный капитал. В настоящее время на рынке туристических услуг существуют как крупные фирмы, готовые в любой момент, сняв со счёта деньги, прекратить свою деятельность без риска понести какую-либо ответственность, и небольшие туристические фирмы, хотя и не имеющие большого капитала, но добросовестно реализующих свой пакет услуг среди туристов.

Положения регламентируют также порядок оплаты за рассмотрения заявления о выдачи лицензии и лицензионный сбор за выдачу лицензии. За рассмотрение заявление на выдачу лицензии соискатель лицензии вносит плату в размере трёхкратного минимального размера оплаты труда, установленного в РФ. Эта же сумма взымалась ранее, в соответствии с Порядком установления платы за лицензию, утверждённого Минэкономики РФ и Минфином РФ 01.06.95 г. за рассмотрение заявления о выдаче лицензии в сфере международного туризма. В то же время сумму за выдачу лицензии предполагается уменьшить и она будет составлять десятикратный размер оплаты труда, установленный в РФ.

В указанных Положениях также предусмотрен порядок предоставления документов для получения копий лицензии, изменения лицензии в случае преобразования фирмы, изменения её наименования или места нахождения, в случае утраты лицензии, и порядок их оформления лицензирующим органом.

Есть и ещё один важный момент. В соответствии с Положением "О лицензировании туроператорской деятельности" в случае осуществления лицензиатом, имеющим лицензию на международную туристическую деятельность, туроператорской деятельности, на его деятельность будут распространятся лицензионные требования и условия, вводимые настоящим Положением.