Туризм и санаторно-курортное лечение. Практическое применение законодательства о туризме. Правовой практикум для турфирм, страница 10

Вернёмся к нашей ситуации, а точнее к юридическому анализу этой ситуации. Разумеется обманутые туристы обратились в суд с иском о взыскании с турфирмы убытков и морального вреда. Казалось бы,  договор нарушен, турфирма должна за это отвечать "по всей строгости закона", возместить материальный и моральный вред клиентам.

Но вот здесь и возникают у туристов вопросы. С моральным вредом более-менее понятно, хотя, несомненно и он в суде подлежит доказыванию. Скажу точнее, доказыванию в нашем случае будет подлежать причинно-следственная связь между неудобствами, причинёнными турфирмой и нравственными страданиями туристов. Следует заметить, что хотя закон, в нашем случае Закон РФ "О защите прав потребителей" и предусмотрел такой вид вреда как моральный, однако обязанность доказать его наличие он оставил за той стороной в суде, которая требует денежной компенсации. Что касается размера подобной компенсации. Законодательно подобный размер не определён. Хотелось бы только процитировать то, чем должны руководствоваться судьи в данном вопросе, а именно мнение Пленума Верховного Суда в Постановлении № 10 от 20.12.94 г. - "…размер компенсации зависит от характера и объёма причинённых истцу нравственных и физических страданий. Степени вины ответчика в каждом конкретном случае. иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворённого иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости".

Что касается материального вреда, а именно убытков. Для того чтобы определить, что под этим понимается, обратимся к ст.15 ГК РФ. Согласно п.2 этой статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Являются ли убытками стоимость путёвки? Думаю да. Подлежит ли стоимость путёвки возмещению в полном размере в случае нарушения условий договора об оказании туристических услуг? Думаю, безусловно, в том случае, когда турист, обнаружив существенные недостатки при оказании туристических услуг прерывает поездку и возвращается в пункт отбытия, даже за свой счёт, разумеется, с последующим возмещением и этих убытков, а также в случае когда турист не имеет реальной возможности прервать поездку и уехать не воспользовавшись услугами недобросовестной фирмы.

Как же быть в том случае, когда турист воспользовался предлагаемыми услугами, но остался ими не доволен. Как выделить ту часть оплаченной суммы за услугу, с тем, чтобы её взыскать в случае некачественного её предоставления. В идеале - предусмотреть процент от суммы договора за нарушение того или иного условия договора, а в нашем конкретном случае, наверное самое реальное, через другую турфирму узнать стоимость путёвки с теми условиями договора которые были выполнены и за вычетом тех условий, которые выполнены не были. Конечно это сделать гораздо сложнее, нежели заранее побеспокоится о том, чтобы в случае нарушений не ломать себе голову над размером убытков.

Я показал лишь одну из немногих ситуаций недобросовестности определённой турфирмы, хотя это ещё не означает. Что всегда виновата турфирма. Бывает и наоборот. И я буду признателен тем, кто поделится своими проблемами в этой сфере правоотношений.