Туризм и санаторно-курортное лечение. Практическое применение законодательства о туризме. Правовой практикум для турфирм, страница 6

Первое, к чему я пришёл, проанализировав наболевшее представителей туристических фирм, это то, что сами фирмы, несмотря на штат сотрудников, рекламу, контакты с зарубежными контрагентами, зачастую сами создают почву для притязаний недобросовестных туристов, желающих не только отдохнуть с комфортом по умеренной цене, но и вернуть часть денег, а то и все деньги по какому – нибудь надуманному поводу.

И главная вина в этом турфирм, неумение чётко, грамотно, в письменной форме урегулировать свои взаимоотношения как с клиентами, так и с лицами, сотрудничающими с этими турфирмами при формировании и продвижении тура.

Прежде всего, хотелось бы остановиться на лицах, способствующих как созданию тура как такого, так и контролирующих его качественность на всём его протяжении. Это турагенты и туроператоры.  Определение этим двум понятиям дает Закон РФ «Об основах туристской деятельности». Согласно статье 1 указанного закона туроператорская деятельность заключается в формировании, породвижении и реализации туристического продукта, каковым является право на тур, предназначенный для реализации туристу.  Деятельность же турагента заключается лишь в продвижении и реализации туристического продукта. Таким образом разница между туроператором и турагентом заключается в том, что туроператоры осуществляют полный цикл работ по организации путешествий начиная от поиска объекта путешествия, правового и материально-технического обеспечения путешествий, что включает в себя перевозку туристов, размещение их в гостинице, а в случае оговоренности и питание в течении всего тура, и иную другую деятельность до организации мер по различным видам рекламы, предоставлении полной и достоверной информации. Турагентская  деятельность ограниченнее ровно на процесс формирования тура и включает лишь продвижение тура, то есть реклама услуг и предоставление информации о туре, подготовленным туроператором, и реализацию турпродукта, то есть продажу путевок, заключение договоров с туристами.

То есть, турагент, который может быть как юридическим лицом, так и предпринимателем без образования юридического лица, реализует продукцию туроператора в соответствии с заключенным между ними договором.

Я особо хочу остановиться    на такого рода  договоре, поскольку на практике зачастую такие договора в письменном виде не заключаются в расчете на возможность решения каких-либо проблем путем переговоров.

Думаю, что необходимость заключения подобного договора между турагентом и туроператором, а также между туроператором со своими партнерами по организации тура проявляется в большей степени именно в момент предъявления претензии к туру туриста.

Виды договоров между туроператором и партнерами по организации тура могут быть различными.

Подробнее остановлюсь на двух видах: договоре поручения и агентском договоре.

В соответствии со ст.971 ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. То есть, применительно к нашей ситуации турагент может заключить с туроператором договор поручения, тем самым, взяв на себя обязательство по продвижению и реализации турпродукта.

При этом, если это предусмотрено договором, туроператором выплачивается турагенту вознаграждение в размере предусмотренном указанным договором.

Как правило, турагент, продает путевку за сумму, в которую включено причитающее ему вознаграждение в виде процента от стоимости путевки.

Но важно другое, согласно этой же норме Гражданского Кодекса РФ, права и обязанности ао сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

Агентский договор, заключенный между туроператором и партнерами по организации тура, например турагентом отличается от вышеуказанного договора тем, что агент совершает по поручению другой стороны юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала (то есть поручившей стороны), либо от имени и за счет принципала.