Туризм и санитарно-курортное лечение
Страхование туроператорос и турагентов в туризме
Практическое применение законодательства о туризме
Правовой практикум для турфирм
Лицензирование туроператорской и турагенсткой деятельности
Автобусный туризм
Туризм и санаторно-курортное лечение
Понятие "туризм" - нашло своё правовое обоснование в Законе РФ " Об основах туристской деятельности в РФ" и означает временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
То есть, закон под туризмом подразумевает не только путешествия как таковые, но и путешествия с определёнными целями, и цели эти не только познавательные, но и спортивные, деловые, оздоровительные и так далее.
В юридической литературе ведутся споры, является ли туристической поездка на учёбу, на лечение в санаторий, бизнес-тур или для чтения лекций в каком-либо зарубежном учебном заведении. Закон для этого ставит лишь одно разграничение между поездками, относящимся к туристическим и не относящимся к таковым. Это отсутствие цели - в процессе поездки заниматься оплачиваемой деятельностью.
Однако, здесь важно ещё другое. Какую бы цель не преследовала туристическая поездка, договор между клиентом и фирмой, которая предлагает услуги является договором возмездного оказания услуг, а уже взаимоотношения, между указанной фирмой и другими фирмами, занимающимися непосредственно лечением или обучением, регулируются договорами поручения, агентскими договорами или иными другими договорами, не противоречащими действующему законодательству.
На практике мне часто приходится сталкиваться как с недобросовестностью со стороны турфирм, так и с недобросовестностью со стороны клиентов данных турфирм. А поскольку я ранее упоминал примеры нарушения договора в отношении потребителя туристических услуг со стороны турфирм, хотелось бы остановиться и на обратном. Продолжая уже поднятую в прошлых статьях тему правового практикума для турфирм приведу примеры некоторых, на мой взгляд, необоснованных претензий в отношении турфирм со стороны клиентов.
Одна из известных мне фирм как турагент заключает договора, предметом которых является отдых в санатории на южном побережье как нашей, так и других зарубежных стран. Казалось бы обычные туристские договора. Туроператором в таком случае может быть как фирма, у которой заключён соответствующий договор с санаторием, так и сам санаторий как юр.лицо. Туристский договор с клиентом в таких случаях существует типовой, а как замечено турфирмы, зачастую, не придавая значения особенностям того или иного тура, используют так называемую "болванку" договора, ранее когда - то составленную у юриста. И, может быть, поэтому может возникнуть проблема.
В данном конкретном случае появилась претензия от клиента указанной турфирмы. Думаю, что, вряд ли какая-либо турфирма даже при должной заботливости о туре обходится без претензий, но особенность этой претензии в особенности самой турпоездки. В, нашем случае клиент оказался недовольным трёхразовым питанием вместо обещанного четырёхразового. Как оказалось, зачастую, санатории совмещают полдник с ужином, поскольку на полдник, состоящий из фруктов и стакана кефира, вряд ли кто пойдёт. В этом, конечно, есть свой резон. Причём, подобный сервиз, пожалуй, характерен только для "наших" санаториев. Думаю, за границей сервиз не столь "гибкий". Например, мне приходилось наблюдать полную растерянность у служащих ресторана, в котором у туристов прилегающей гостиницы был оплачен завтрак - шведский стол, когда одна из наших соотечественниц требовала завтрак на следующий день выдать ей сухим пайком, поскольку она уезжала с утра на экскурсию.
Следующая претензия вышеуказанного клиента была уже в отношении недостаточности лечебных процедур. Причём, в чём особенность данного вопроса? Думаю, что турфирме надо быть внимательной в подборе санатория для клиента именно по тому профилю заболевания, который значится в медицинских картах, поскольку в обязанности турагента входит, прежде всего, предоставление полной и достоверной информации, касающейся тура, а в нашем случае и специализации санатория, поскольку велика вероятность жалобы со стороны клиента на то, что ему не предоставили достоверную информацию, и в результате он оказался в санатории, в котором его заболевания не лечатся. В любом случае согласие, выбор клиента санатория именно с определённым медицинским профилем должны быть зафиксированы в договоре. Но в нашем случае это как раз и не было главным в претензии. Главное было в отсутствии, по мнению клиента, полного комплекса необходимых медицинских процедур, хотя, несомненно, вряд ли может турагент знать, о том, какие процедуры назначит врач в санатории клиенту и в каком количестве. Поэтому, по моему мнению, подобная претензия является неправомерной и необоснованной. Тем более, что с самого санатория по претензии была получена информация о проведении процедур даже на большую сумму, нежели заплатил клиент.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.