Улучшение системы менеджмента качества
9.1 Улучшение
9.1.1 Постоянное улучшение. Организация должна расценивать в качестве возможности для улучшения различные проблемы, идентифицированные посредством мониторинга и измерения процесса предоставления ресурсов, анализа со стороны руководства, внутреннего аудита, мониторинга и измерения создания продукции, анализа мнения потребителей и других заинтересованных сторон и самооценки, и участвовать в постоянном улучшении процессов создания продукции, системы менеджмента качества и продукции. Кроме того, организация должна четко определять действия по улучшению и создавать процесс менеджмента в этой области.
В отношении процессов создания продукции анализ необходимо проводить с учетом следующего:
- несоответствий результатов мониторинга и измерения процессов создания продукции;
- несоответствий продукции.
Каждый процесс должен управляться для предотвращения отказа продукции, чтобы выполнить требования. Кроме того, такие действия по несоответствиям не должны ограничиваться улучшением процесса создания конкретной продукции, а должно предусматриваться постоянное улучшение результативности и эффективности системы менеджмента качества. Кроме того, в процессах должен проводиться анализ на стадии планирования, такой как планирование системы менеджмента качества и планирование процессов создания продукции.
В дополнение к улучшению процесса организации необходимо на постоянной основе улучшать продукцию.
Поскольку улучшение продукции - главный фактор в увеличении удовлетворенности потребителей, необходимо проводить не только анализ несоответствий, но и анализ соответствия требований к продукции требованиям потребителей и анализ необходимости улучшения удовлетворенности потребителей. По этой причине отчеты об удовлетворенности потребителей должны учитывать несоответствия нормативно-технической документации и требованиям, потенциальные жалобы.
9.1.2 Корректирующие действия.
Для того чтобы предотвратить повторное появление несоответствия, организация должна обеспечить, чтобы предпринимались действия для устранения причины несоответствия. Поэтому должны быть разработаны процедуры, для определения требований к:
а) подтверждению сущности несоответствия (включая жалобы потребителей),
б) установлению реальной причины несоответствия;
в) оцениванию необходимости действия, чтобы избежать повторения несоответствий,
г) принятию решения и осуществлению необходимых действий;
д) записи результатов предпринятых действий;
е) анализу деятельности, осуществляемой при корректирующих действиях.
Корректирующее действие необходимо предпринимать для устранения причины обнаруженного несоответствия и предотвращения его повторного появления.
Организация должна предпринимать корректирующие действия не только по отношению к продукции и процессам создания рассматриваемой продукции, но и предпринимать корректирующие действия к процессам создания аналогичной продукции, самой продукции и системе менеджмента качества посредством глубокого анализа обнаруженного несоответствия.
9.1.3 Предупреждающие действия.
Для того чтобы предотвратить потенциальное несоответствие, организация должна определить действия, направленные на устранение причины. С этой целью должна быть разработана процедура для определения требований к:
а) установлению потенциального несоответствия и его причин;
б) оцениванию необходимости действия по предотвращению несоответствия;
в) принятию решения и осуществлению необходимого действия;
г) записью результатов предпринятых действий;
д) анализу деятельности, осуществляемой при предупреждающем действии.
Предупреждающее действие необходимо предпринимать для устранения причины потенциального несоответствия и предотвращения его возникновения.
Организация должна использовать различные технологии прогнозирования и прогнозировать потенциальные проблемы.
С этой целью необходимо идентифицировать основные принципы, исходя из прошлых проблем, и формировать «знание» для прогнозирования проблемы. Кроме того, должен быть установлен процесс прогнозирования проблемы, использующий «знание». Организация, используя FMEA, должна гарантировать, что предупреждающее действие по отношению к продукции и системе менеджмента качества выполнено.
9.2 Внутренний аудит
Для того чтобы определить, действительно ли система менеджмента качества внедрена и поддерживается в рабочем состоянии, постоянно улучшается ли ее результативность и эффективность, организация должна установить и осуществить процедуры внутреннего аудита, связанные с планированием и проведением аудита, составлением отчета о результатах, а также ведением и сохранением записей.
9.2.1 Планирование и проведение внутреннего аудита. При планировании и проведении внутреннего аудита организация должна учитывать следующее.
а) Определять подразделение, отвечающее за проведение внутреннего аудита, четко определять его обязанности и полномочия и распространять эту информацию по всей организации.
б) При разработке программы отражать стандарты, применяемые при аудите, область применения аудита, критерии, частоту и используемые методы, а также учитывать:
- статус и важность процесса или аудитируемой области;
- результаты предыдущего внутреннего аудита, последующих действий и других результатов аудита;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.