Улучшение системы менеджмента качества. Корректирующие действия. Подтверждение сущности несоответствия (включая жалобы потребителей), страница 3

10.2.1.2  Показатели оценки удовлетворенности потребителей.Для того чтобы измерить удовлетворенность потребителей, организация должна установить показатели оценки.

Такие показатели должны быть установлены с учетом причин воздействия на удовлетворенность потребителей. Примеры:

а)  Прямые показатели. Мнение потребителя и деятельность, которую можно непосредственно связать с улучшением, и они включают следующее:

-    бальная оценка, основанная на оценке потребителя;

ПРИМЕЧАНИЕ:      Оценка часто проводится по 3, 5 или 7 баллам. Однако необходимо уделять внимание тому, что позволяет принимать четкие решения. При наличии устойчивой тенденции, необходимо выбирать среднее значение.

-    благодарности и жалобы;

-    рекомендации.

б)  Косвенные показатели. Удовлетворенность потребителей может оцениваться по следующим косвенным показателям.

-  Лояльность потребителя (количество повторных покупок, доля покупки другой продукции организации, наличие рекомендации другим потребителям, продолжительность отношений с потребителем и т.д.).

-  Показатели работы организации (доля рынка, общий объем продаж, прибыль, рейтинг, наличие контрактов с OEM (изготовителем комплектного оборудования), доля розничных продаж через магазины и т.д.).

-  Профиль организации (сравнительный анализ продукции в газетах и журналах, торговая марка и т.д.).

10.2.1.3 Методы мониторинга и измерения удовлетворенности потребителей. Для того чтобы проводить мониторинг и измерение удовлетворенности потребителей, организация должна оценить уровень воздействия различных факторов на удовлетворенность потребителей и измерить уровень удовлетворенности по каждому фактору.

а)  Выбор метода. Необходимо выбрать наиболее подходящий метод и вопросы с учетом цели измерения удовлетворенности потребителя, а также с учетом.

1)  Сегментации.

Действительно ли целью является нахождение долипотребителей, сегмент рынка, страны, территории и т.д.

2)  Подтверждения вида продукции.

Является ли продукция оборудованием, программным средством, услугой и т.д.

3)  Установление сроков и периодичности.

Проводится ли измерение только при закупке/поставке или на регулярной основе.

б)  Метод измерения. Организация должна количественно измерять удовлетворенность потребителей (проводя анализ самостоятельно или поручая это третьей стороне), основываясь на данных промышленности, опубликованных данных и т.д., и использовать результаты с целью улучшения. Также важна информация, собранная при ежедневных контактах с потребителями.

Примеры методов мониторинга и измерения:

1)  Прямой метод.

При бальной оценке, основанной на анализе анкетного опроса и интервью, необходимо учитывать следующее.

-    Четко установить значение каждого балла, поскольку они не являются абсолютными нормативами.

-  Анализ должен быть не только всесторонним оцениванием, а должен включать вопросы, которые могут использоваться для улучшения продукции и удовлетворенности потребителей с учетом воздействующих факторов.

-  Необходимо выбрать соответствующее число вопросов, чтобы ответы на них были менее обременительными.

-    Создать атмосферу и отношения, поощряющие потребителя отвечать на вопросы.

-    Необходимо разработать вопросы для получения информации об отдельных жалобах/рекомендациях.

-    Выявить конкретные причины жалоб, неудовлетворенности, рекомендаций.

2)  Косвенный метод.

Основан на косвенных показателях, описанных в 10.2.1.2.

10.2.2  Факторы, влияющие на удовлетворенность потребителей. Организация должна анализировать факторы, влияющие на удовлетворенность потребителей, по результатам анализа, связанного со стимулированием покупок, и использовать данные для улучшения удовлетворенности потребителей. Примеры таких факторов:

-    функции, характеристики, качество, безопасность и благоприятная окружающая  среда;

-    дизайн, вес и другие факторы, основанные на ощущениях человека (оттенок цвета, аромат и т.д.);