(4.21)
(4.22)
4.2.4 Определяем ширину зубчатого венца шестерни и колеса:
(4.23)
(4.24)
4.2.5 Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:
(4.25)
4.2.6 Определяем окружную скорость колес и степень точности передачи:
(4.26)
При данной скорости и повышенной твердости принимаем 8-ю степень точности по ГОСТ 1643-81 ([2], с.32)
4.3.1 Вычисляем межосевое расстояние из условия контактной
выносливости ([2], с. 32, ф. 3.7):
(4.27)
где Ка = 43,0 (для косозубых и шевронных передач);
U1– передаточное число первой ступени, U1 = 4,455;
КНb– коэффициент нагрузки для нессиметричного расположения зубчатых колес относительно опор при повышенной твердости зубьев примем КНb = 1,10 ([2], табл. 3.1, с. 32);
yba– коэффициент
ширины венца по межосевому расстоянию,
yba = 0,4
Основываясь на ([1], табл. 3 с. 143) аw1 = 90 мм.
4.3.2 Определяем номинальный модуль зацепления:
(4.28)
Основываясь на ([1], табл. 3 с. 143)принимаем тп1 = 3,0 мм.
4.3.3 Определим числа зубьев шестерни и колеса первой ступени. Для этого предварительно примем угол наклона зубьев b1 = 100
(4.29)
Принимаем z1 = 11.
z2 = z1×U1 = 11 × 4,455= 49.
Принимаем z2 = 48.
4.3.4 Уточняем значение угла наклона зубьев:
(4.30)
Основываясь на ([1], с. 22) b3 = 806'34''.
4.4 Основные размеры шестерни и колеса первой ступени
4.4.1 Определяем делительные диаметры шестерни и колеса:
(4.31)
(4.32)
4.4.2 Выполняем проверку правильности нахождения межосевого расстояния:
(4.33)
Межосевое расстояние определено правильно.
4.4.3 Определяем диаметры вершин зубьев:
(4.34)
(4.35)
4.4.4 Определяем ширину зубчатого венца шестерни и колеса:
(4.36)
(4.37)
4.4.5 Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:
(4.38)
4.4.6 Определяем окружную скорость колес и степень точности передачи:
(4.39)
При данной скорости и повышенной твердости принимаем 8-ю степень точности
4.5 Выполняем проверочный расчет шестерни и колеса третьей ступени
4.5.1 Проверяем контактные напряжения для 3-й ступени:
(4.40)
где КН – коэффициент нагрузки
КН =КНb×КНa×КНu (4.41)
где КНb - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по длине зуба, при ybd = 1,275 и передаче с нессиметричным расположением колес по отношению к опорам КНb = 1,155 ([2], табл. 3.5, с. 39);
КНa - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, для косозубых передач с 8-ой степенью точности и окружной скоростью 0,12 м/с КНa = 1,08 ([2], табл. 3.4, с. 39);
КНu - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении, для косозубых передач при окружной скорости 0,06 м/с и повышенной твердости КНu = 1,0 ([2], табл. 3.6, с. 40)
КН = 1,155 × 1,08 × 1,0 = 1,245
Проверяем отклонение от допустимого значения [sН ]
, что удовлетворяет условию
4.5.2 Определяем силы в зацеплении:
Окружная сила
(4.42)
Радиальная сила
(4.43)
Осевая сила
(4.44)
4.5.3 Выполняем проверку зубьев на выносливость по напряжениям изгиба ([2], с. 46, ф. 3.25):
(4.45)
где КF - коэффициент нагрузки;
YF - коэффициент, учитывающий форму зуба;
Yb - коэффициент, учитывающий повышение прочности косых зубьев по сравнению с прямыми;
КFa - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями
4.5.3.1 Определяем коэффициент нагрузки:
(4.46)
где КFb - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба (коэффициент концентрации нагрузки), при ybd = 1,29 и передаче с несимметричным расположением колес по отношению к опорам КFb = 1,53 ([2], табл. 3.7, с. 43);
KFu - коэффициент, учитывающий динамическое действие нагрузки (коэффициент динамичности), для косозубых передач с 8-ой степенью точности, при окружной скорости 0,06 м/с и повышенной твердости КFu = 1,06 ([2], табл. 3.4, с. 39)
4.5.3.2 Коэффициент YF зависит от эквивалентных чисел зубьев zu5 и zu6 :
Для шестерни
(4.47)
Для колеса
(4.48)
При этом YF5 = 4,29 и YF6 = 3,67 ([2], с. 42).
4.5.3.3 Определяем допускаемое напряжение
(4.49)
где s0F lim b– предел выносливости при от нулевом цикле изгиба, соответствующего базовому числу циклов, для колеса из стали 30ХГС при закалке s0F lim b6 = 756 МПа, а для шестерни из стали 30ХГС при закалке s0F lim b5 = 810 Мпа([2] табл.3.9 с.44);
[SF ] – коэффициент безопасности
Определяем коэффициент безопасности:
(4.50)
где [SF ]' – коэффициент, учитывающий нестабильность материала зубчатых колес, [SF ]' = 1,75([2], табл. 3.4, с. 39);
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.