3.1.3 Для третьей ступени выбираем сталь 30ХГС, термообработка- закалка, твердость HRC 45; для колеса выбираем сталь 30ХГС, твердость принимаем на 3 единицы меньше для последующей приработки зацепления ([2], табл. 3.3, с. 34-35, табл. 3.9, с. 44-45).
3.2 Определяем
допускаемые контактные напряжения
([2], с 33, ф. 3.9):
3.2.1 Для шестерен:
(3.1)
где sН lim b– предел контактной выносливости при базовом числе циклов, sНlim b=2HB+70 (на первом валу), sНlim b=2HB+70 (на втором валу), sНlimb=(18HRC+150) (на третьем валу), так как термообработка на первом и втором валах– улучшение, а на третьем- закалка ([2], табл. 3.2, с. 34);
KHL– коэффициент долговечности, KHL = 1,0;
[SH ] – коэффициент безопасности, [SH ] = 1,1 ([2], с. 33)
Для шестерни на первом валу:
Для шестерни второго вала:
Для шестерни третьего вала:
3.2.2 Для зубчатых колес:
(3.2)
где sН lim b– предел контактной выносливости при базовом числе циклов, sНlim b=2HB+70 (на первом валу), sНlim b=2HB+70 (на втором валу), sНlimb=(18HRC+150) (на третьем валу), так как термообработка на первом и втором валах –улучшение, а на третьем- закалка ([2], табл. 3.2, с. 34);
KHL– коэффициент долговечности, KHL = 1,0;
[SH ] – коэффициент безопасности, [SH ] = 1,1 ([2], с. 33)
Для шестерни на первом валу:
Для шестерни второго вала:
Для шестерни третьего вала:
3.2.3 Для косозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение определяется по формуле 3.10 ([2], с. 35):
(3.3)
Для первой ступени:
;
Для второй ступени:
;
Для третьей ступени:
3.2.4 Проверим выполнение условия:
(3.4)
Для первой ступени:
;
Для второй ступени:
;
Для третьей ступени:
;
Условие выполняется, значит расчет правильный.
4.1.1 Вычисляем межосевое расстояние из условия контактной выносливости ([2], с. 32, ф. 3.7):
(4.1)
где Ка = 43,0 (для косозубых и шевронных передач);
U1– передаточное число третьей ступени, U3 = 4,455;
КНb– коэффициент нагрузки для нессиметричного расположения зубчатых колес относительно опор при повышенной твердости зубьев примем КНb = 1,10 ([2], табл. 3.1, с. 32);
yba– коэффициент
ширины венца по межосевому расстоянию,
yba = 0,4
Основываясь на ([1], с. 143) аw2 = 130 мм.
4.1.2 Определяем номинальный модуль зацепления:
(4.2)
Основываясь на ([1], с. 143) принимаем тп = 4,0 мм.
4.1.3 Определим числа зубьев шестерни и колеса третьей ступени. Для этого предварительно примем угол наклона зубьев b3 = 100
(4.3)
Принимаем z5 = 15.
Z6 = z5×U3 = 15×3,33=49,2
Принимаем z6 = 49.
4.1.4 Уточняем значение угла наклона зубьев:
(4.4)
Основываясь на ([1], с. 22) b3 = 806'34''.
4.2 Основные размеры шестерни и колеса третьей ступени
4.2.1 Определяем делительные диаметры шестерни и колеса:
(4.5)
(4.6)
4.2.2 Выполняем проверку правильности нахождения межосевого расстояния:
(4.7)
Межосевое расстояние определено правильно.
4.2.3 Определяем диаметры вершин зубьев:
(4.8)
(4.9)
4.2.4 Определяем ширину зубчатого венца шестерни и колеса:
(4.10)
(4.11)
4.2.5 Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:
(4.12)
4.2.6 Определяем окружную скорость колес и степень точности передачи:
(4.13)
При данной скорости и повышенной твердости принимаем 8-ю степень точности по ГОСТ 1643-81 ([1], с.32)
4.2.1 Вычисляем межосевое расстояние из условия контактной выносливости ([2], с. 32, ф. 3.7):
(4.14)
где Ка = 43,0 (для косозубых и шевронных передач);
U1– передаточное число третьей ступени, U2 = 3,33;
КНb– коэффициент нагрузки для несимметричного расположения зубчатых колес относительно опор при повышенной твердости зубьев примем КНb = 1,10 ([2], табл. 3.1, с. 32);
yba– коэффициент
ширины венца по межосевому расстоянию,
yba = 0,4
Основываясь на ([1], табл. 3 с. 143) аw2 = 130 мм.
4.2.2 Определяем номинальный модуль зацепления:
(4.15)
Основываясь на ([1], с. 143) принимаем тп = 4,0 мм.
4.2.3 Определим числа зубьев шестерни и колеса второй ступени. Для этого предварительно примем угол наклона зубьев b2 = 100
(4.16)
Принимаем z3 = 15.
Z4 = z5×U2 = 15×3,33=49,2
Принимаем z4 = 49.
4.1.4 Уточняем значение угла наклона зубьев:
(4.17)
Основываясь на ([1], с. 22) b3 = 806'34''.
4.2 Основные размеры шестерни и колеса второй ступени
4.2.1 Определяем делительные диаметры шестерни и колеса:
(4.18)
(4.19)
4.2.2 Выполняем проверку правильности нахождения межосевого расстояния:
(4.20)
Межосевое расстояние определено правильно.
4.2.3 Определяем диаметры вершин зубьев:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.