Сахарный диабет у детей. Этиологическая классификация нарушений гликемии. Эпидемиология СД. Метаболические нарушения при СД, страница 10

В течении СД возможны гипергликемические состояния. Выделяют 2 вида гипергликемий.

1)  Постгипогликемическая гипергликемия- она появляется утром через 4-6 часов после гипогликемии развивающейся в ранние утренние часы ( 3-4 часа) в виде потоотделения, головных болей ночных кошмаров. Это т.н. синдром Сомоджи. Он обусловлен повышенной выработкой контринсулярных гормонов и  неправильным распределением и дозировкой  инсулина ( более 2 Ед/кг). При данном состоянии необходимо уменьшить вечернюю дозу пролонгированного инсулина.

2)  «Феномен утренней зари» или «рассвета»- это гипергликемия в поздние утренние часы, возникающая без предшествующей гипогликемии. Его связывают со снижением активности инсулина, или увеличением его клиренса. При этом синдроме необходимо увеличивать вечернюю дозу пролонгированного инсулина.

Физическая нагрузка ( ФН) – это чрезвычайно эффективный и в то же время, при несоблюдении определенных условий, достаточно опасный метод терапии СД. Бесконтрольная ФН способствует развитию гипогликемических состояний. Это обусловлено , как указывалось выше, нарушением механизмов . поддерживающих нормальный уровень глюкозы в крови. ФН резко повышает чувствительность рецепторов тканей к инсулину, это обеспечивает активное поступление глюкозы в мышцы и снижает уровень гликемии. Причем повышенная чувствительность к инсулину может сохраняться длительно – в течение нескольких часов или даже суток. У большинства детей с целью получения более предсказуемых результатов уровня гликемии на фоне и после проведения ФН необходимо рекомендовать фиксированный уровень нагрузки в строго фиксированное время. Регулярная ФН позволяет  уменьшить потребность в экзогенном инсулине у больных СД- тип 1.

Современные требования к диспансерному наблюдению детей с СД

В современных условиях система диспансерной диабетологической службы должна обеспечить возможность каждому больному поддерживать состояние стабильной компенсации заболевания с целью профилактики поздних специфических осложнений СД. Это возможно только при проведении самоконтроля заболевания. В связи с этим каждый ребенок больной СД ( у детей младшего возраста – родители) должен быть обучен методике самоконтроля в специальной школе для больных СД. Термин «терапевтическое обучение» официально признано ВОЗ. Оно является обязательной и интегральной частью лечения СД любого типа. В отношении больных СД-1 типа это прежде всего означает, что больной должен  стать грамотным «инсулинотерапевтом».

Основная цель обучения – мотивация больного на проведение самоконтроля. Больные должны осознавать , что СД для них это их «образ жизни». Наиболее неудовлетворительные результаты проведения самоконтроля имеются у подростков. Это достаточно сложный возрастной период- у подростков нарушается психика- нарушение режима питания и инсулинотерапии, несогласие поддерживать самоконтроль. Они испытывают чувство одиночества, неполноценности или их беспокоит тревога о  возможных осложнениях. И как следствие этого – высокий удельный вес осложнений СД у подростков. Для детей больных СД организуются специальные школы ( школа- диабет), летние оздоровительные лагеря , где возможно более эффективно проводить социальную реабилитацию больных.

Лечение  кетацидоза  и кетоацидотической комы

В течение первого часа леченияИсследовать в крови уровень сахара, калия, определить рН крови, измерить АД.

Ввести внутривенно струйно инсулин в дозе 0,1 ЕД/кг,

Очистить желудок, применяя теплый 5% раствор бикарбоната натрия,

Произвести катетеризацию мочевого пузыря,

Поставить клизму с теплым 4% раствором гидрокарбоната натрия,

Наладить капельное введение  с изотоническим раствором натрия хлорида , подогретым до 37 о из расчета 20 мл/кг массы тела, в капельницу добавить 50-200 мг кокарбоксилазы, 5 мл. витамина С, 5 000 Ед гепарина ( 2 раза в сутки).

В последующие часы инсулин вводят в дозе 0,1 ЕД/кг/час внутривенно , капельно в изотоническом растворе хлорида натрия.