Транспортная матрица совмещает матрицу стоимостей и матрицу объемов перевозок. В этой матрице по строкам записаны ограничения по запасам продукции у поставщиков, а поставщика потребности потребителей. В отличии от прочих задач линейного программирования транспортная задача всегда имеет оптимальное решение. При определении оптимального плана перевозок должны выполняться следующие условия.
· От каждого поставщика должна вывозиться вся продукция, которой он располагает
x11+x12+…+x1n=a1
…
xm1+xm2+…+xmn=am
· Потребности каждого потребителя удовлетворяются полностью
x11+x12+…+xm1=b1
…
xm1+xm2+…+xmn=bn
· Перевозимое количество продукта может быть отрицательным
xij≥0, (j=1…n,i=1…m)
· Сумма всех затрат по перевозке продукции должна быть минимальной
F= c11x11+… +c1nx1n+… +c2nx2n+… +cm1xm1+… +cm2xm2+… +cmnxmn
Решение транспортной задачи включает два основных этапа:
· Этап 1
o Построение опорного решения
o Расчет системы потенциалов
o Проверка первоначального плана на оптимальность
· Этап 2
o Улучшение плана перевозок
o Расчет системы потенциалов
o Проверка улучшенного плана на оптимальность
Второй этап повторяется до получения оптимального решения
· Этап 1
o Построение опорного решения
Для построения мы будем пользоваться методом наименьших стоимостей. Начиная с первого столбца, последовательно заполняются клетки, содержащие наименьшие стоимостные показатели. При этом в клетке проставляется максимально возможный объем перевозок, для чего сопоставляются объемы запасов и потребности. Процедура повторяется до получения допустимого решения, последний столбец заполняется из условия соблюдения ограничений по всем строкам и этому столбцу. План называется опорным, если в нем m+n-1 задействованных клеток. Если число задействованных клеток меньше чем m+n-1, то построить систему потенциалов нельзя и такой план называется вырожденным. Для решения такой задачи в клетку или клетки без перевозок проставляют фиктивную перевозку малой величины ξ. После этого задачу решают как невырожденную. А в оптимальном плане ξ заменяют нулями.
o Расчет системы потенциалов
Для того, чтобы допустимый план транспортной задачи был оптимальным необходимо и достаточно, чтобы ему соответствовала система чисел:
U1, u2…um, v1, v2…vn – которые называются потенциалами.
Система потенциалов в оптимальном плане должна удовлетворять следующим условиям:
1. vj-ui≤cij, если xij=0
2. vj-ui=cij, если xij>0 (j=1…n, i=1…m)
vj – потенциал столбца
ui – потенциал строки
cij – элемент матрицы затрат опорного плана в пересечении i - ой строки и j – ого столбца.
Расчет системы потенциалов производится на основании условия 2 (vj-ui=cij, если xij>0 (j=1…n, i=1…m))
Для построения системы потенциалов надо задаться потенциалом одного поставщика или потребителя, т.е. строки или столбца. Обычно присваивают нулевой потенциал строке имеющий занятую перевозкой клетку с наибольшей стоимостью.
o Проверка первоначального плана на оптимальность
Для клеток, незанятых перевозками проверяется выполнение условия 1 (vj-ui≤cij, если xij=0), для этого вычисляют характеристику клетки:
eij=vj-ui-cij
Если eij≤0 для всех незанятых клеток, то план оптимален, ели есть положительные превышения, то план может быть улучшен.
· Этап 2
o Улучшение плана перевозок
o Расчет системы потенциалов
o Проверка улучшенного плана на оптимальность
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.