Общее представление об электронной таблице. Режимы работы табличного процессора. Организация формульных зависимостей. Формула массива, страница 21

Полученные экспериментальные данные (х и у) заносим в электронную таблицу (рис.3.27) и строим точечный график. Для этого выделяем диапазон ячеек с экспериментальными данными. Затем на ленте Вставка в группе Диаграммы нажимаем кнопку Точечная и в раскрывающемся списке определяем тип – отображение точками. На диаграмме правой клавишей мыши выполняем щелчок по одной из точек экспериментальных данных. В открывшемся блоке контекстного меню выбираем команду «Добавить линию тренда…» (рис.3.27). 

Появляется диалоговое окно форматирования линии тренда. В разделе Параметры линии тренда отмечаем (рис.3.28):

§  тип линии – Полиномиальная, § Степень – 3,

§  флажок – показать уравнение на диаграмме. Результат готов (рис.3.29).

Рисунок 3.28  Параметры представления линии тренда

Рисунок 3.29  Точечный график с линией тренда

4. Контрольные задания

4.1 Задание № 1. Управление табличными данными

Для всех вариантов – одно общее задание.

Рассматривается проблема перевозки грузов в страны Западной Африки: Сенегал, Гвинея, Сьера-Леоне. Задействован теплоход «Александр Сафонцев», который представляет собой морское двухпалубное одновинтовое транспортное судно с надстройкой и машинным отделением в средней части и тремя трюмами.

Теплоход «Александр Сафонцев» имеет длину 74,77м, водоизмещение (при осадке по ГВЛ) – 4120т, при 100% заправки топливом может разместить в трюмах до 1152т груза и на верхней палубе до 100т. Схема теплохода представлена на рисунке 4.1.

Рисунок 4.1  Схема теплохода «Александр Сафонцев»

Положение груза оказывает существенное влияние на остойчивость судна. Основным документом, по которому можно оценить остойчивость, является грузовой план судна. В нем указывается наименование груза, его местоположение и масса, пункты приема и разгрузки. Необходимыми сведениями для всех последующих расчетов являются:

− положение центра тяжести относительно плоскости миделя х [м] и относительно основной плоскости z [м],

− статические моменты относительно плоскости миделя (Мх) и основной плоскости (Mz). В таблице 4.1 показан «черновой» фрагмент грузового плана.

Таблица 4.1  Грузовой план

Место положение

Груз

Упаковка

Масса [т]

z 

[м]

Mz

[т•м]

х 

[м]

Мх [т•м]

Порт  назначения

Трюм 2

Сахар

мешок

90

4

-6,6

Камсар

Трюм 3

Вермишель

ящик

35

6,2

-20,7

Дакар

Трюм 1

Трубы

б/у

35

4,7

24,3

Камсар

Твиндек

Паркет

пачки

74

7,5

-14,3

Дакар

Трюм 2

Спички

ящик

35

6,5

-8,3

Дакар

Палуба

Кабель

бухта

40

10,7

-24,6

Дакар

Трюм 1

Шпалы

б/у

42

3,6

23,5

Фритаун

Трюм 1

Рельсы

б/у

165

2,1

20,5

Фритаун

Палуба

Медь

слитки

54

10,7

-18,3

Дакар

Трюм 2

Сахар

мешок

105

5,4

-5,8

Дакар

Трюм 1

Трос

бухта

105

5,9

21,6

Камсар

Трюм 3

Мука

мешок

67

4,4

-19,2

Камсар

Твиндек

Фанера

пачки

68

7,8

-14,8

Дакар

Трюм 3

Мука

мешок

142

3,1

-17,9

Фритаун

Трюм 2

Сахар

мешок

95

2,6

-7,5

Фритаун