Конспект лекций
ауд 507 (экзамен)
Студентки:
ТЕМА 1. ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ.
1. Предприятие предпринимательства.
2. Типы предприятий и их характеристика.
3. Экономический механизм хозяйствования предприятия.
Условие рыночных отношений предполагает наличие экономической самостоятельности объектов, ответственности за использование ресурсов, свободное ценообразование и достаточное количество производителей и потребителей. Основной хозяйственной структурной единицей в таких условиях является предприятие, которое производит продукцию, реализует товары, оказывает услуги, и выполняет работы, взаимодействуя при этом с другими контрагентами.
Предпринимательская деятельность представляет собой деятельность юр и физ, зарегистрированных в установленном порядке и направленная на получение прибыли.
Предпринимательская деятельность может осуществляться и физическими лицами, когда они зарегистрированы в качестве ИП. Все субъекты предпринимательской деятельности классифицируются на коммерческие и некоммерческие, а также организации без образования юр лица (ИП, простое товарищество). Коммерческие юр лица подразделяются на товарищества, ГУП и МУП, производственные кооперативы, общества.
Предприятия различаются между собой по целям, условиям и характеру функционирования, поэтому выделяют различные типы предприятий.
По отраслям деятельности они классифицируются в соответствии с ОКВ ЭД общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
Выделяют предприятия производственных отраслей и непроизводственных. Кроме того предприятия могут быть моноотраслевые и диверсифицированные (более 70% основной вид). В зависимости от численности сотрудников: крупные, средние, малые и микро предприятия не достигает 10 человек + дополнительная классификация.
Экономический механизм в хозяйствовании – совокупность форм и методов управления экономическими процессами на предприятии, направленных на достижение наибольшего эффекта.
Экономический механизм хозяйствования представляет собой систему элементов, которая включает:
а) экономический интерес, который заключается в экономической выгоде, т.е. постоянном получении и увеличении прибыльности;
б) коммерческий расчет представляет собой метод ведения хозяйствования на основе соизмерения затрат от деятельности и сопоставления с результатами, выраженными в денежной форме;
в) материальное стимулирование сотрудников призвано учитывать результаты труда каждого;
г) планирование, определяющее стратегию и тактику поведения предприятия;
д) ценообразование; е) налогообложение;
ж) организационная форма управления.
ТЕМА 2. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ОСНОВА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
1. Спрос и предложение на потребительском рынке, факторы, влияющие на их величину.
2. Емкость рынка потребительских товаров и методика ее определения.
Спрос представляет собой соотношение между ценой товара, его количеством, которое покупатели хотят и могут приобрести.
В рыночных условиях действует закон спроса о том, что величина спроса обратно пропорциональна цене товара при прочих равных условиях.
Вместе с тем, не только цена может регулировать спрос, а также предложение, но и другие факторы, например: доходы, качество товара, затраты на производство и т.д.
Спрос на потребительские товары – форма проявления личных потребностей покупателей, обеспечение покупательной способностью.
Покупательский спрос формируется системой факторов:
а) экономические факторы (доходы, уровень цен, предложение, качество);
б) социальные факторы (культура, уровень образования, традиции);
в) демографические факторы (численность покупателей, состав, семейность, миграция и т.д.);
г) природно-естественные факторы (географические, климатические, сезонность, физиологические потребности организма и прочее).
Степень влияния на спрос отдельных факторов можно определить на основе расчета специальных показателей, в частности К эластичности спроса от денежных доходов определяется как соотношение темпа изменения объема продаж и темпов изменения денежных доходов потребителя в расчете на 1 человека (умножить на 100%). Он позволяет сделать вывод о том на сколько % изменился объема продаж организации при изменении доходов покупателей на 1%.
В экономической деятельности предприятия покупатель спроса будет определять объемы деятельности этого предприятия.
Спрос может быть положен в основу перспективных объемов деятельности. При этом учитывается обеспеченность товарных ресурсов, изменение цены товара, устойчивости спроса и возможности замены товара.
Предложение на потребительском рынке представляет собой объем товаров по определенной цене, которые предприятие может предоставить для продажи на рынке.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.