Предприятие в условиях рыночных отношений и его экономический механизм функционирования

Страницы работы

31 страница (Word-файл)

Содержание работы

Конспект лекций

Экономика предприятия

ауд 507 (экзамен)

Студентки:

ТЕМА 1. ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ.

1.  Предприятие предпринимательства.

2.  Типы предприятий и их характеристика.

3.  11Экономический механизм хозяйствования предприятия.

Условие рыночных отношений предполагает наличие экономической самостоятельности объектов, ответственности за использование ресурсов, свободное ценообразование и достаточное количество производителей и потребителей. Основной хозяйственной структурной единицей в таких условиях является предприятие, которое производит продукцию, реализует товары, оказывает услуги, и выполняет работы, взаимодействуя при этом с другими контрагентами.

Предпринимательская деятельность представляет собой деятельность юр и физ, зарегистрированных в установленном порядке и направленная на получение прибыли.

22Предпринимательская деятельность может осуществляться и физическими лицами, когда они зарегистрированы в качестве ИП. Все субъекты предпринимательской деятельности классифицируются на коммерческие и некоммерческие, а также организации без образования юр лица (ИП, простое товарищество). Коммерческие юр лица подразделяются на товарищества, ГУП и МУП, производственные кооперативы, общества.

Предприятия различаются между собой по целям, условиям и характеру функционирования, поэтому выделяют различные типы предприятий.

По отраслям деятельности они классифицируются в соответствии с ОКВ ЭД общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

33Выделяют предприятия производственных отраслей и непроизводственных. Кроме того предприятия могут быть моноотраслевые и диверсифицированные (более 70% основной вид). В зависимости от численности сотрудников: крупные, средние, малые и микро предприятия не достигает 10 человек + дополнительная классификация.

Экономический механизм в хозяйствовании – совокупность форм и методов управления экономическими процессами на  предприятии, направленных на достижение наибольшего эффекта.

Экономический механизм хозяйствования представляет собой систему элементов, которая включает:

а) экономический интерес, который заключается в экономической выгоде, т.е. постоянном получении и увеличении прибыльности;

б) коммерческий расчет представляет собой метод ведения хозяйствования на основе соизмерения затрат от деятельности и сопоставления с результатами, выраженными в денежной форме;

в) материальное стимулирование сотрудников призвано учитывать результаты труда каждого;

г) планирование, определяющее стратегию и тактику поведения предприятия;

д) ценообразование; е) налогообложение;

ж) организационная форма управления.

ТЕМА 2. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ОСНОВА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

1.  Спрос и предложение на потребительском рынке, факторы, влияющие на их величину.

2.  11Емкость рынка потребительских товаров и методика ее определения.

Спрос представляет собой соотношение между ценой товара, его количеством, которое покупатели хотят и могут приобрести.

В рыночных условиях действует закон спроса о том, что величина спроса обратно пропорциональна цене товара при прочих равных условиях.

Вместе с тем, не только цена может регулировать спрос, а также предложение, но и другие факторы, например: доходы, качество товара, затраты на производство и т.д.

Спрос на потребительские товары – форма проявления личных потребностей покупателей, обеспечение покупательной способностью.

Покупательский спрос формируется системой факторов:

а) экономические факторы (доходы, уровень цен, предложение, качество);

б) социальные факторы (культура, уровень образования, традиции);

в) демографические факторы (численность покупателей, состав, семейность, миграция и т.д.);

г) природно-естественные факторы (географические, климатические, сезонность, физиологические потребности организма и прочее).

Степень влияния на спрос отдельных факторов можно определить на основе расчета специальных показателей, в частности К эластичности спроса от денежных доходов определяется как соотношение темпа изменения объема продаж и темпов изменения денежных доходов потребителя в расчете на 1 человека (умножить на 100%). Он позволяет сделать вывод о том на сколько % изменился объема продаж организации при изменении доходов покупателей на 1%.

В экономической деятельности предприятия покупатель спроса будет определять объемы деятельности этого предприятия.

Спрос может быть положен в основу перспективных объемов деятельности. При этом учитывается обеспеченность товарных ресурсов, изменение цены товара, устойчивости спроса и возможности замены товара.

Предложение на потребительском рынке представляет собой объем товаров по определенной цене, которые предприятие может предоставить для продажи на рынке.

Похожие материалы

Информация о работе