Предприятие в условиях рыночных отношений и его экономический механизм функционирования, страница 2

Существует закон предложения, который свидетельствует о прямой зависимости между предложением и ценой товара. Как правило, продавцы стараются предложить мах цену в целях увеличения прибыли, продаж и снижения затрат.

Величина предложения на рынке может быть определена как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Для анализа и планирования предложения, товары можно оценивать на определенную дату и за определенный период. Помимо запасов, учитывается и объем продаж за этот период, а все показатели взаимоувязаны по формуле балансовой увязки:

Зн + П = Р + Зк – для промышленных предприятий и торговых.

Факторы влияющие на величину товарного предложения:

а) количество производителей продукции и товаров;

б) цели, которые преследуют товаропроизводители при ведении деятельности;

в) цена товара;

г) цена экономических ресурсов;

д) изменение технологий производства и продаж на рынках

22е) существующая система налогообложения.

Важнейшей характеристикой взаимодействия спроса и предложения, является емкость рынка, под которой понимают возможный объем реализации товаров, определяемый платежеспособностью потребителей при данном уровне цен на рынке.

Повышение уровня цен уменьшает емкость рынка, а снижение их уровня увеличивает платежеспособность покупателя на рынке и может быть выражено следующей формулой:

 – E - P

EP – ёмкость рынка;

Yy – индекс цены на товар

Общая емкость рынка страны определяемая на основе суммирования источников ее формирования и источников товарного покрытия ЕР = объем продажи товаров в стране (ВВП) – объем экспорта товаров + объем импорта. Емкость рынка района или региона определяется суммированием всех источников, т.е. покупки товаров местным населением, приезжим населением, покупки товаров организациями социального характера.

Основным источником формирования емкости рынка будет являться приобретение товаров местного населения, которое рассчитывается на основе баланса денежных доходов и расходов населения. Он в активе учитывает доходы покупателей из различных источников, а в пассиве расходы.

Часть доходов населения, использующаяся для  приобретения товаров в непроизводственной сфере можно называть покупательными фондами населения, т.е. это возможная сумма покупок, которая будет определять объем деятельности предприятий формирующих предложение этих товаров на рынке. Для оценки взаимосвязанности этих показателей определяют показатель процента охвата розничным оборотом покупательных фондов населения, рассчитывается:

% охвата = объем деятельности розничных предприятий/ покупательные фонды *100%

Для регулирования баланса доходов и расходов входят регулирующие статьи, которые отражают превышение доходов над расходами и наоборот. Регулирующие статьи отражают ввоз денежных средств или их вывоз из района, региона и т.д., а также показывают изменения остатка денежных средств остающихся у покупателя.

ТЕМА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.

1.  Экономические ресурсы предприятия, их характеристика и особенности.

2.  Основные фонды как элемент экономических ресурсов.

3.  Финансовые ресурсы и их значения для обеспечения конкурентоспособности.

4.  11Трудовые ресурсы предприятия.

Под ресурсами понимают денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств и доходы.

Под экономическими ресурсами понимают: трудовые, материальные и финансовые ресурсы необходимые для производства продукции, реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, т.е. они классифицируются на 3 группы:

а) материальные ресурсы, в состав которых входит: земля, сырье и материалы, товары, инвестиционные ресурсы охватывающие произведенные продукцию и товары, а также предметы труда, включающие оборудование, здание, станки и прочее;

б) финансовые ресурсы, включают понятие оборотный капитал, т.е. оборотное средство предприятия, инвестируемое в текущие операции в течение каждого технологического цикла;