Предприятие в условиях рыночных отношений и его экономический механизм функционирования, страница 8

Объектом анализа являются товарные запасы торговой сети. Отдельного предприятия розничной торговли, макроструктура оборота и по отдельным товарным группам. В рамках анализа товарных запасов может быть применен АВС анализ. Который определяет приоритеты в управлении запасами.

Согласно закону экономической эффективности Парето основу АВС анализа составляет правило, что 20% запасов отвлекают 80% затрат при этом все группы запасов или товаров объединяют в три укрупненные. Группа А – наиболее дорогостоящие товары, которые занимают 10-20% количества общего товара, но в их стоимости заключены 75-80% затрат. Эта группа при управлении запасами требует самого жесткого контроля. Группа В – это средняя по ценам группа товарных запасов, которая занимает 30-40% от общего количества запасов и примерно 10-15% их стоимости. При управлении такой группой товарных запасов требуется постоянный учет и внимание потребителей. Группа С – это самые дешевые товары, занимая 40-50% от общего количества. Составляет 5-10% от их стоимости. Такая группа требует обычного учета и контроля.

Вложенные в товарные запасы собственные и заемные средства предприятия торговли должны эффективно использовать, показатели позволяющие оценить эту эффективность вложенных средств является товарооборачиваемость. Она характеризует скорость обращения товара и определяется:

а) в днях по формуле: Т обор-ть = Сумма товарных запасов (или средние товарные запасы)/ Однодневный оборот. Однодневный оборот рассчитывается соотношением объема продаж и количеством дней в периоде. При этом товарооборачиваемость характеризует время  в течение которого обернулся средний товарный запас и вернулись вложенные средства. И средние запасы и оборот берутся за одинаковый период. б) Оборачиваемость измеряется в разах и показывает сколько раз обернуться запасы за данный период. Тобор-ть = Дни в периоде (30,90,360)/Товарооборачиваемость в днях.

Задачи анализа оборачиваемости свозятся к установлению соответствия фактической оборачиваемости и нормам реализации как в целом так и по товарным группам. А  также определяются тенденции развития оборачиваемости и влияния факторов на ее изменение. При анализе оборачиваемость фактическая сравнивается с базисной при этом полученная при этом положительная разница говорит и замедлении оборачиваемости. А отрицательная разница на оборот об ускорении оборачиваемости. Анализ оборачиваемости на предприятии должен учитывать влияния факторов, таких как: тип предприятия, организацию снабжения с учетом удаленности от поставщиков и покупателей, особенности потребления того или иного товара или услуги, структуру оборота или объема продаж предприятия, скорость обращения товаров по каждой товарной группе, объемы продаж, размеры запасов и размещение оборота по структурным подразделениям предприятий. Кроме того, для анализа деятельности предприятий не производственной сферы, важное значение имеет поступление товаров, которые являются заключительным этапом анализа оборота внутренней торговли. Анализ поступления выявляет роль в обеспечении складской реализации и накоплении товарных запасов. Определяют:

- степень выполнения плана поставок по группам и по предприятию в целом;

- поступление товаров по отдельным источникам;

- выполнение договорных обязательств с поставщиками по ассортименту, качеству и срокам;

3- оценивают ритмичность (равномерность) поставок.

Отрасли общественного питания свойственно сочетание трёх функций: производство готовой пищи, её реализация и организация потребления. Все объекты общественного питания можно классифицировать по следующим признакам:

1) по форме собственности;

2) по типам объектов: столовые, кафе, закусочные, бары, буфеты, кулинария;

3) по типу специализации: предприятия специализированные и общего типа;

4) по наценочным категориям: первая (рестораны), вторая, третья категория;

5) по технологическому процессу.

Товарооборот общественного питания делится на:

- оборот по реализации собственной продукции и оборот по реализации покупных товаров;