Предприятие в условиях рыночных отношений и его экономический механизм функционирования, страница 9

 


Наиболее признанным показателем уровня развития общественного питания принято считать численность питающихся на предприятии и их удельный вес в общей численности проживающего населения. Численность населения пользующегося услугами общественного питания может быть определена различными методами:

а) по оборачиваемости мест исчисленных на основе выборочных обследований;

б) по количеству блюд потребляемых в среднем за день одним посетителем; в) по количеству реализованных вторых блюд в среднем за день;

г) исходя из однодневного оборота безалкогольных напитков и табачных изделий;

В потребительской кооперации расчет производится следующим путем:

- из розничного оборота общественного питания исключается продажа водки, вина, пива безалкогольных напитков,

- табачные изделия включая наценку на указанные товары.

Исчисляется однодневный оборот без указанных групп.

- исчисляется численность населения пользующихся услугами общественного питания путем деления однодневного оборота на стоимость одноразового питания из двух с половиной блюд.

- определяется степень охвата населения услугами общественного питания. Путем отнесения численностей потребителей к численности проживающих в зоне деятельности предприятий общественного питания.

Пример: розничный оборот предприятия общественного питания за квартал составил 274 млн. руб., в том числе по продаже алкогольных, безалкогольных напитков и продажи табачных изделий 74 млн. руб. Стоимость одноразового питания из 2,5 блюд 125 руб. Число рабочих дней 350. Численность обслуживаемого населения 26645 чел. Определить степень охвата населения услугами общественного питания.

1)Розничный оборот безалк., алк., таб. Изделий = 274 – 74 = 200 млн. руб.

2) Однодневный оборот = 200/350 = 571, 4 тыс. руб.

3) Число пользующихся услугами общественного питания = 571,4/0,125 = 4571 чел.

4) Степень охвата населения услугами общественного питания = 4571/26645 * 100% = 17,2%

Расчет контингента потребителей может быть сделан и упрощенно, путем деления среднесуточного числа реализованных блюд на 2,5.

Оценка динамики развития товарооборота производится путем расчета темпов роста товарооборота общественного питания и его составных частей, по отношению к предыдущими периоду в действующих и сопоставимых ценах.

Пример:

Оборот предприятия общественного питания составил в отчетном году 29790 тыс. руб. В предшествующем году 16938,7 тыс. руб. Индекс цен 1,65. Требуется провести общую оценку динамики развития товарооборота.

1)  Товарооборот в сопоставимых ценах = 29799/1,65 = 18060

2) Товарооборот в действующих ценах = 29799/16938,7 = 175,92

По сравнению с предшествующим годом оборот производства общественного питания возрос на 175,92%

3) Темп роста оборота в сопоставимых ценах 106,6.

4) Находим общий прирост оборота 29799 – 16938,7 =

5) Прирост оборота за счет повышения цен на товары и сырье 29799 – 18060 = 11739

Коэффициент сезонности рассчитывается как процентное соотношение среднемесячных или среднеквартальных уровней за 5 лет к среднемесячному или среднеквартальному уровню товарооборота за весь расчетный период.

Планирование товарооборота общественного питания осуществляется тремя методами:

1) на основе оценки потребности в финансовых ресурсах (расчета требуемой суммы прибыли и валового дохода по предприятию);

2) на основе экстраполяции уровня валового дохода и уровня переменных издержек на планируемый период;

3) на основе коэффициента эластичности спроса

ТЕМА 5. ОПЛАТА ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ ТОВАРНОГО ОБРАЩЕНИЯ.

1. Сущность и организация оплаты труда.

12. Планирование оплаты труда.

Рынок труда – экономическая категория, с помощью которой обеспечивается обоснованный механизм стимулирования трудовой деятельности.

Основные элементы этого рынка: спрос на рабочую силу, предложение и цена рабочей силы.

Существует три основных метода привлечения работника к труду:

- принудительные;

- экономические;

- смешанные.